Сергей Петрович Алексеев — сын великана

О формировании лучших качеств гражданина в растущем человеке рассказывает в своем творчестве Сергей Петрович Алексеев (род. в 1922 году). Писателя интересуют те события, в которых ярче всего проявляется человеческий характер. Поэтому большинство его произведений посвящено историческому прошлому. Грозные события 1917 года нашли отражение в повести «Сын великана». О «ничейной девочке Нюте», которую удочерили борцы за Советскую власть, рассказывает повесть «Братишка». Символической сценой заканчивается она: балтиец несет «братишку» Нюту на руках, поднимая ее высоко над собою, к небу и к солнцу. Изображая суровую судьбу людей, борющихся за новую жизнь, писатель прибегает к романтической манере повествования. За полтора десятилетия им создана целая библиотека исторических рассказов и повестей для детей младшего возраста.

Важнейшие события и факты отечественной истории оживают на страницах его книг. Восстание под руководством Степана Разина («Грозный всадник»), Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева («Жизнь и смерть Гришатки Соколова»), положение крестьян в крепостной России («История крепостного мальчика»), походы Суворова («Рассказы о Суворове и русских солдатах»), подвиг народа в войне 1812 года («Птица-слава»), выступление дворянских революционеров «(Декабристы»), события Февральской и Октябрьской социалистической революции («Сын великана» и «Братишка»), образ Ленина (рассказы «Валенки», «Снегирь», «Несогласный» и др.) и, наконец, Великая Отечественная война («Идет война народная») — вот темы произведений писателя. Алексеев умеет показать героизм и в мирное время. В повести «Наш колхоз стоит на горке» действие происходит в обычном, «не лучшем и не худшем» колхозе. И люди, населяющие колхоз, тоже обычные, «есть великие герои, есть отпетые лентяи, есть ни два, ни полтора». В произведении рассказывается Об «истории Топтыгиных», девяти неудачливых и нерадивых председателей колхоза в Березках.

Основное внимание писатель уделяет характерам взрослых. Перед читателем проходят разнообразные картины жизни колхоза: споры стариков, награждение медалями лучших колхозников, колхозное собрание.

Особенно велика заслуга С. Алексеева в развитии исторического жанра в детской литературе. Произведения писателя отличаются большим художественным своеобразием. Оригинальна речь автора в повести «Декабристы». От сказовой манеры он естественно переходит к непосредственной беседе с читателем, заставляя ребят размышлять о поступках и судьбах героев, делая их соучастниками творческого процесса «додумывания, домысливания» их характеров. Это особенно важно в произведениях об историческом прошлом, когда конкретное обращение к читателю стирает грани времени, делает историю близкой, современной, сопереживаемой. Писателем-новатором назвал С. Алексеева С. В. Михалков. Глубокий историзм и партийная позиция писателя сочетаются в его произведениях с занимательностью сюжета, простотой, доступностью, живостью изложения. Это усиливает воспитательное значение рассказов и повестей С. Алексеева, делает их понятными для читателей младшего школьного возраста.

Таков, например, его автобиографический роман «Повторение пройденного», изданный сначала для взрослых, позже — для детей. Обращение памяти рассказчика к далеким детским годам не отгораживает его от современности, и между воспоминаниями о прошлом и происходящим сейчас постоянно чувствуется перекличка.

Проза, адресованная младшим школьникам, широка по диапазону жанров и тематики. Он обращается к морально-этической теме, пишет публицистические рассказы и повести. Морально-этическая тема разрабатывается художником, например, в повести «Алешка из нашего дома». Мальчик-первоклассник начинает освоение мира с познания простых, но очень важных вещей. Когда у него не ладится на первых порах с учением, не складываются буквы, Алеша решает бросить школу и пойти работать. Но, оказывается, работать без знаний нельзя, необходимо сначала учиться. Алеша любит столярничать. Он сделал самокат и хвастался им перед ребятами. Однако, кроме него, никто самокату не был рад. А когда герой сделал ящики для рассады и принес их в школу, все благодарили Алешу и сказали, что у него «золотые руки». И мальчика тревожит вопрос, почему таких слов ему не говорили раньше, почему раньше не радовались. Отец объяснил Алеше, что ящики были сделаны для всех, а это совсем не то, что сделать вещь только для себя. Рассказывая, казалось бы, о явлениях чисто бытовых, писатель поднимает сложные социальные проблемы.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago