Сборник рукописных материалов

Какое же значение сохраняет после этого оригинал? Почему, не довольствуясь его общедоступной публикацией, серьезные ученые, знающие цену времени, все-таки нет-нет да обращаются в архив с просьбой позволить   им ознакомиться   с   подлинником? Хороший ответ на это может дать изучение научного наследия того же Циолковского. Вслед за первыми непродолжительными полетами в космос пришла пора долговременных орбитальных станций, космических лабораторий. Настало время обживать космос. В тематике космических исследований все больший удельный вес стали приобретать медико-биологические аспекты, связанные с длительным пребыванием человека в условиях невесомости.

Заново просмотрев под таким углом зрения архивный фонд Циолковского, исследователи обнаружили немало такого, что раньше оставалось без должного внимания.

«…Животное, поставленное вверх ногами, не умирает н не страдает, хотя и тяжесть переменяется на  обратную»,— отметил Циалковский. При всей безотрадности рисуемого Чеховым прозрения старого ученого в ней нет преднамеренного осуждения ни героя, ни тем  более   самого человеческого познания. Даже в тот миг, когда Николай Степанович, по собственному уверению, «оравноду-шел ко всему», осознал свое положение и «понял, что «побежден», в его душе теплится что-то живое — бесконечно трогательное и несдающееся, поистине «орлиное», если вспомнить чеховские слова.

«Я хочу,— размышляет он, подводя итоги своей жизни,— чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей. Еще что? Я хотел бы иметь помощников и наследников. Еще что? Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с наукой».

— А все-таки она вертится!

И в эпизодической фигуре университетского служителя, швейцара Николая, полного слегка комичного благоговения перед наукой и ее «жрецами», вдруг, как в осколке зеркала, мелькает то великое и самоотверженное, что по справедливости должно связываться в человеческом представлении с именем науки.

«В нашем обществе все сведения о мире ученых исчерпываются анекдотами о необыкновенной рассеянности старых профессоров и двумя-тремя остротами… Для образованного общества этого мало. Если бы то любило науку, ученых и студентов так, Николай,  то его литература давно бы имечательно, что   один   из   рецензенвести иронизировал по поводу того,  это говорит серьезно умный прома Николай    Степанович.

Судьба Николая Степановича — лишь трагический отрывок из великой летописи, имя которой — жизнь науки. «Вы, быть может, скажете,— писал Чехов о романе Бурже,— что он воюет не с сущностью, а с уклонениями от нормы. Согласен, с уклонениями от нормы должен воевать всякий писатель, но зачем компрометировать самую сущность?»

Пользуясь этим определением, можно сказать, то «Скучная история» — лишь об уклонении от нормы. Определенным коррективом, комментарием к образу Николая Степановича может послужить сердитое письмо Чехова к писательнице Е. М. Шавровой по поводу одного из ее героев:

«Ум, хотя бы семинарский, блестит ярче, чем лысина, а вы лысину заметили и подчеркнули, а ум бросили за борт. Вы заметили также и подчеркнули, что толстый человек — бррр! — выделяет из себя какой-то жир, но совершенно упустили из виду, что он профессор, то есть что он несколько лет думал и делал что-то такое, что поставило его выше миллионов людей… У Ноя было три сына: Сим, Хам и, кажется, Афет. Хам заметил только, что отец его пьяница, и совершенно упустил из виду, что Ной гениален, что он построил ковчег и спас мир. Пишущие не должны подражать Хаму».

Автор книги «Проза Чехова» И. Гурвич не без основания заметил, что Николай Степанович — «личность того же духовного интеллектуального уровня, что и Болконский, что и Левин». Действительно, речь в чеховской повести идет о поисках высокого смысла жизни, о тоске по нему или, если уж быть педантически точным, об обнаружении героем своей духовной «недостаточности».

Николай Степанович оказывается, с одной стороны, «коллегой» толстовских правдоискателей, а с другой — несет в себе уже иное, специфически чеховское содержание — невозможность разрешения драматической духовной коллизии «по Толстому» (или тем более по Бурже!).

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago