Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Сюжет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» заключен в самом  его  названии.  Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимися духом времени,  можно рассматривать как в  трагическом ключе (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы»), так и в сатирическом, юмористическом.  На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Сатира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.). В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру,  образу  жизни автор во время написания романа был «отцом». Он не мог не видеть,  что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание  заменить веру знанием,  а пассивную надежду  активными действиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из неприятия и непонимания родился роман «Отцы и дети». Но это не категорическое отрицание,  а желание разобраться.  В этом Тургеневу помогают юмор и сатира.

Такой подход  Тургенев  применяет  к каждому своему персонажу, исключая Одинцову. Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова  в  Марьино,  имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получается ,  все выглядит неестественно,  потому что он  остался  таким  же мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч

венных мечтаний Николая Петровича),  и ее хозяева,  Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы,  вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую.  Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.

С точки зрения Базарова они  чудаки,  их жизнь бесполезна для общества.  Гуманистически настроенный Николай Петрович дал  крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу.  Его игра на виолончели,  вычищенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь  народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень.  Все это так,  как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.  Братья,  внешне  такие  разные,  схожи своей душевной целостностью.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы,  неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Базарова что то звериное.  У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если  тот  отрицает  опыт прошлых поколений («мы не признаем авторитетов»), нельзя.

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку.  Не верящий в любовь по любил,  его любовь отвергли.  Интересно, что умер Базаров не в дороге, как и следовало бы представителю молодого поколения,  а в родном доме, на руках у «старосветских помещиков».

Во всем романе,  в целом грустном и добром, как и все, что на писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает: «Что ты пружишься?» Чего не хватает этому существу с маленьким,  красненьким носиком?  Почему Кукшина для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни чего?  Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочитает,  бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе  занимает  меньше  всех.  Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым,  пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца.  По добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базарове, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрицательное для придания большего веса положительному.

С помощью юмористических и сатирических моментов автор выражает свое отношение к персонажам.  В сцене  спора  и  дуэли  Базарова  и П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс,  потому что «дети» не должны убивать «отцов», а «отцы» заставлять «детей» думать так же, как они думают.  Потому что проблема «отцов и детей» вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделал Тургенев.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago