Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. — Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов — в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.
У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал:
[smszamok]
«Я родину люблю. и больше многих». Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины.
В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме «Мцыри» герой говорит о том. что он «знал одной лишь думы власть», имея в виду «думу» о возвращении на родину, желая прижаться «с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении «Листок» этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный «от ветки родимой», «засох и увял». Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди «зеленых ветвей», «райских птиц». Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от «страстей и страданий». Так, он сравнивает таких людей с тучами («Тучи»), которым всего лишь «наскучили нивы бесплодные», и они, «вечно холодные, вечно свободные», мчатся «в сторону южную».
Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России
Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: «В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Стихотворение «Родина» — выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов («ни слава, купленная кровью»), религиозными идеалами («ни полный гордого доверия покой»), а также принципами славянофилов («ни темной старины Заветные преданья»). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство («но я люблю — за что, не знаю сам»). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою «странную любовь». Добролюбов писал о Лермонтове: «Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно». В стихотворении «Родина» поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: «безбрежные леса», «разливы рек, подобные морям». «Родина» — одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют «проселочные пути», «белеющие березы», «желтая нива», «полное гумно». В «Родине» продолжены слова я мысли Пушкина из главы «Путешествие Онегина». Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: «Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор». «Родина» Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что «любит-что, не знает сам», то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. «Прощай, немытая Россия…» — смелое обвинение российской действительности, это протест против «рабов, господ», против преданности народа «голубым мундирам» (жандармам).
Созвучно стихотворению «Прощай, немытая Россия» и произведение Лермонтова «Предсказание», имеющее реальную историческую основу -крестьянские «холерные бунты». Оно также направлено против «короны царей», против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» поэт описывает свое детство в Тарханах, «родные все места»: «барский дом», сад, «спящий пруд», «темную аллею». Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со «свежим островком» среди пустыни.
Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» он пишет, обращаясь к горам: «Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили»; а также: «Как я любил твои горы, Кавказ!». Восхищался поэт и «снегами» и «далекими льдинами утесов», и «путями неизвестными над пропастью», и «покрытой льдом безымянной рекой», и чистым воздухом.
Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении «Москва, Москва…» он писал: «Москва— моя родина и такою будет для меня всегда…».
Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: «Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…».
В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения «Осенняя воля» Блок восклицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!». В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она «и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней «народы» «ведут ночные хороводы», «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях». Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: «зарево горящих сел», «ведьмы тешатся с чертями», «девушка на злого друга точит лезвеё», «нищета страны родимой» и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. «В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу», -говорит герой поэта .
Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть, счастье или погибель». И наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине — нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: «О, нищая моя страна… О, бедная моя жена…» («Осенний день»). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только «прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избы серые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока «избы, крытые соломой». Блоковская «Россия» начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: «вязнут спицы… в расхлябанные колеи». Облик России двоится в понимании Блока: это страна с «лесами да полями», а также красавица-крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновенным взором из-под платка». В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «не пропадешь, не сгинешь ты» («Родина»). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет: «И вечный бой! Покой нам только снится… Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем». Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
[/smszamok]
И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении «В огне и холоде тревог..». Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. «Пусть день далек», но поэт верит, что «новый век взойдет». От картин природы, от образа Русь — жена Блок переходит к ‘конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: «старый мир, как пес безродный стоит» и «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Эти мысли содержатся в поэме «Двенадцать». Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…