Приведенные точки зрения основывались на реальных противоречиях, упорной борьбе крестьян с помещиками за тот или иной путь развития в условиях становления товарно-денежных отношений. Эта борьба по-разному протекала не только в отдельных странах, но и в пределах одной страны. Поэтому архивы Франции давали материал для обоснования обеих точек зрения. Приоритет ознакомления с их фондами принадлежал, бесспорно, И. В. Лучицкому. Во Франции в результате революции XVIII а верх одержала крестьянская тенденция: крестьяне добились превращения имевшихся в их владении земель в собственность, освобожденную от феодальных пут, а предпосылки этого складывались еще в феодальный период. И М. М. Ковалевский, и И. В. Лучицкий оценивали историю французских аграрных отношений односторонне.
И. В. Лучицкий, в отличие от Н. И. Кареева, не признавал
[smszamok]
классового расслоения французской деревни накануне революции, не понимал мануфактурной стадии развития капитализма. Из всего разнообразия форм хозяйственной жизни во Франции, где наряду с полуфеодальными ремесленниками и кустарями еще до революции существовали виды капиталистической мануфактуры, он замечал лишь «мелкое землевладение, мелкое предпринимательство, мелкое ремесло во второй половине XVIII века и мелкое кустарное производство». Вместе с тем И. В. Лучицкий, как и Н. И. Кареев, признавал решающую роль крестьянских выступлений в борьбе с феодализмом. Оба историка относились к этой борьбе с сочувствием. Проделав скрупулезный анализ актов продажи национальных имуществ, И. В. Лучицкий, в отличие от некоторых историков, которые были поверхностно знакомы с документами и утверждали, что конфискованная революцией земля была расхищена буржуазией, показал, что среди ее покупателей было много крестьян, а также определил размеры увеличения крестьянской собственности. При этом он подчеркивал, что тяжелое положение крестьян, вызванное неравномерностью распределения среди них земли, революция не облегчила, и в этом смысле она «оказалась бесплодной» 94. Выводы И. В. Лучицкого о господстве крестьянской собственности уже до революции и общая оценка ее итогов были обусловлены его позициями либерального историка и влиянием народнической идеологии.
Дальнейшее развитие историографии ни в коей мере не перечеркнуло выводов историков «русской исторической школы» о характере и формах аграрных изменений в период перехода от феодализма к капитализму во Франции. Осмысление этих проблем на качественно новом уровне в мировой историографии началось в 60-е годы XX а в ходе научной полемики, развернувшейся накануне 200-летнего юбилея Французской революции.
Крупнейшие представители французской школы «Анналов» Ф. Фюре м, Э. Леруа Лядюри, Д. Рише, расшатывая «традиционный образ» революции и формируя «ревизионистскую» концепцию, ведут споры вокруг классических проблем: что происходило с сеньорией накануне революции, каков был удельный вес сеньориальных платежей. Они склоняются к тезису, противоположному тому, который отстаивала «русская историческая школа», — о почти полном отсутствии во Франции XVIII в. феодализма и сеньориальной эксплуатации, второстепенности феодальных повинностей крестьян. Упомянутые историки обосновывают то положение, что сеньория стала колыбелью капитализма в аграрном секторе национального хозяйства Франции, подчеркивают ее растущие связи с рынком, увеличение числа буржуа — арендаторов сеньориальных повинностей.
А. В, Адо, Ю. Н. Афанасьев и С. Ф. Блуменау, соглашаясь со взглядами на вышеперечисленные проблемы французских историков-марксистов А. Собуля М. Вовеля, подчеркивали их известную склонность к преувеличению роли феодализма и недооценке капиталистических и полукапиталистических форм производства в предреволюционной Франции.
С введением в научный оборот в последние десятилетия большого количества новых источников появилась возможность дать детализированное представление о темпах разложения феодализма в различных районах Франции, степени обуржуазивания сеньории, роли доходов от фермерской аренды в конце Старого порядка. Эти проблемы освещены в трудах А. Д, Люблинской, А. В. Адо, Ю. Л. Бессмертного, Л. И. Пименовой, Их исследования так же, как и труды французских специалистов Ф. Гужара, П. Губера ш, Д. Робен т, Ж. Бастье М, позволили наполнить конкретным содержанием в зависимости от географического районирования данные о перерастании феодального общества в капиталистическое.
Таковыми были свобода и либерализм. Эта программа соответствовала магистральной линии развития Франции с 50-х годов XVIII до 50-х годов XIX а и, по сути, была борьбой за осуществление идей Просвещения. Введение в научный оборот в последние годы огромного массива новых источников позволило ученым детализировать исследования многих других проблем. Особенно это касается разработок историков школы А. В. Адо — Л. И. Пименовой и Е. И. Лебедевой. Изучив наказы второго сословия, Л. И. Пименова смогла показать особенности социально-экономического положения дворян и их политических требований. Формирование в среде дворянства либерально-реформаторского меньшинства скрупулезно прослежено исследовательницей Е. И. Лебедевой. И. В. Лучицкий был, безусловно, самым выдающимся представителем «русской исторической школы» в Украине. Вокруг него объединялись ученики и последователи, которых интересовали социально-экономические сюжеты французской, украинской, испанской истории. Одним из учеников И. В. Лучицкого был видный советский историк, академик Евгений Викторович Тарле (1874 — 1955). Его формирование как историка происходило в Украине. Здесь он закончил херсонскую гимназию, известную демократическими традициями: в ней функционировал марксистский кружок, в деятельности которого принимал участие и Е. В. Тарле т. Затем его образование было продолжено в Киевском университете. Талантливый студент привлек к себе внимание И. В. Лучицкого и по окончании курса был оставлен учителем для подготовки к профессорскому званию. Идейно-теоретические взгляды Е. В. Тарле складывались в сложных условиях российской действительности, испытали влияние многих и зачастую противоречащих друг другу источников. Выше мы отметили, что в период до 20-х годов они представляли собой в философском отношении смесь позитивизма, экономического материализма и неокантианства. Он был младшим из деятелей «русской исторической школы» и с глубокой признательностью отмечал, что обязан учителям выбором тем исследований, высокой методической вооруженностью при работе над большими массивами источников, подходами к решению общенаучных и методологических проблем.
Влияние народнической идеологии на Е. В. Тарле не сказалось в такой степени, как на старших представителях «русской исторической школы».
Исследователь Е. И. Чапкевич писал, что Е. В. Тарле участвовал «в жарких спорах и дискуссиях, развернувшихся в Киеве во второй половине 90-х годов между народниками и социал-демократами», и принимал сторону последних: доказывал общность судеб России со странами Западной Европы, наличие в стране капитализма. Критика народничества, отмечал Е. П. Чаркевич, «осуществлялась Е. В. Тарле с позиций «легального марксизма»» |08. Под влиянием И. В. Лучицкого молодой ученый занялся изучением одного из наименее исследованных сюжетов революционной эпохи — состоянием обрабатывающей промышленности и положением ее работников, рабочим движением во Франции в период революции 1789 г.
Результатом его труда были такие крупные работы: «Рабочие национальных мануфактур во Франции в эпоху революции. По неизданным документам» (СПб., 1908); «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (СПб, 1911); «Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции» (СПб, 1914). Первые две из названных книг, посвященные рабочим XVIII в, были защищены Е. В. Тарле в качестве докторской диссертации и удостоены премии М. Н. Ахматова в 1913 г. Сюжеты их были почти не исследованными в науке того времени: до Е. В. Тарле к ним в какой-то мере обращались Жорес, Левассер и Ковалевский.
С признательностью к учителю молодой докторант писал: «Иван Васильевич не только указывал мне на архив, как на хранилище почти не тронутых драгоценных показаний, но и прибавлял, что, как ни мало разработана история французского крестьянства при революции, есть тема, еще менее подвергавшаяся специальному исследованию: история рабочего класса в тот же период». По мнению А. 3. Манфреда, Е. В. Тарле продолжал в своих исследованиях по истории рабочего класса Франции XVIII в. традиции «русской исторической школы»; они сказались «как в смысле общего направления исследования — преимущественное внимание к социальным движениям в революции, так и в смысле оценки экономического состояния Франции в конце XVIII в, в которой молодой ученый следовал за Лучицким». А. 3. Манфред отметил и «высокую технику исторического письма, свойственную ученику И. В. Лучицкого»
«Косвенное, но плодотворное и благодатное влияние марксизма» на Е. В. Тарле А. 3. Манфред увидел в выбс.эе темы исследований, посвященных рабочему классу. Несомненно, что это было так, но однонаправленным с марксизмом было и воздействие реалий той действительности, в условиях которой приходилось молодому ученому определять круг научных изысканий. Среди них на первое место выдвигаются события первой русской революции, в которых рабочий класс сыграл столь выдакиг-юся роль.
А. С. Ерусалимский полагал, что Е. В. Тарле, создав исследования, посвященные пролетариату, «пошел дальше своих предшественников», «вышел за рамки школы и тем самым внес вклад в ее развитие» «‘ и так же, как и А. 3. Манфред, видел в этом проявление влияния методологии марксизма. Последнее не подлежит сомнению. Это видно хотя бы из оценки причин революции 1789 г., по поводу которых Е. В. Тарле писал: «Французские события 1789 г. и следующих лет возникли на почве несоответствия социально-экономических и культурных потребностей подавляющего большинства народа с теми политическими и юридическими формами, какие выработались исторически и застыли в неподвижности, несмотря на все глубокие изменения в жизни». Ученый считал, что буржуазия сыграла «огромную, руководящую роль в падении старого строя», но и «роль крестьянства и рабочего класса, хоть и не столь заметная, была все же огромна». Он высказал уверенность, что «без понимания социального и экономического положения этих трудящихся классов немыслимо понимание всего революционного периода французской истории».
Выводы своих работ в классических требованиях позитивизма ученый обосновал на огромном количестве совсем новых, малоизвестных науке материалов, которые частично опубликовал. Любовь к архивным разысканиям он сохранил на всю жизнь и даже читал лекции о состоянии Парижского Национального архива и департаментских архивов, которые хорошо знал, в которых часто работал в период научных командировок как дореволюционного, так и послереволюционного времени «3.
Труды Е. В. Тарле были высоко оценены Н. И. Кареевым, А. Ола-ром, А. Матьезом.
Н. И. Кареев о значении исследований Е. В. Тарле писал: «Тарле проложил в экономической истории Франции XVIII века совершенно новые пути _ изучение истории обрабатывающей промышленности, рабочего класса, социального движения в эпоху революции им продвинуто вперед».
В отличие от классических наставлений Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса о беспристрастности историка и исторического исследования, Е. В. Тарле считал, что историк должен быть публицистом. Этот тезис отстаивался им еще в самом начале его научно-педагогической и общественной деятельности. В теории он впервые получил развитие при анализе социологических воззрений Н. К. Михайловского «5. На практике ученый признавал принцип объективности изложения. В 1896 г., завершив очерк «Дело Бабефа», который он считал своим первым самостоятельным научным трудом, Е. В. Тарле писал С. Н. Кривенко, редактору журнала «Новое слово»: «Квалификаций я не делаю, держу себя объективно и только излагаю факты (а кое-где так прямо отрицательно отношусь к Бабефу; уличаю его в плагиатеО. Впрочем, я уже ее совсем солидной теперь сделаю. Это труд, над которым я много и с любовью работал, собрав и исследовав все. первоисточники» «6.
В годы первой русской революции Е. В. Тарле выступал как публицист, считавший своим долгом использовать исторический опыт общественного и революционного движения в России в целях свержения самодержавия. Такое же направление имела и его педагогическая деятельность, привлекавшая внимание полиции, которой было известно, что «приват-доцент Тарле читает в Санкт-Петербургском университете необязательные лекции по истории, которым по возможности старается придавать революционный характер».
[/smszamok]
Труды Е. В. Тарле по истории пролетариата почти сразу же после их появления в России вышли и в иностранных переводах. В 1908 г, было переведено на немецкий язык и издано в Лейпциге его исследование «Рабочие национальных мануфактур (1789 — 1799)»; в 1910 г. появилось французское издание труда о деревенской промышленности. Сам Е. В. Тарле постоянно рецензировал французские книги, посвященные эпохе Французской революции, в том числе и принадлежавшие перу Ж. Жореса, А. Сореля, А. Матьеза. О научной деятельности последнего была даже составлена отдельная записка. Сознание тесной общности научных интересов и направления научных поисков французских и русских исследователей революции 1789 г. было у Е. В. Тарле прочным; ученый имел и тесные личные контакты с А. Оларом, А. Матьезом, многими другими историками, приглашался в Сорбонну читать лекции. Свидетельством этого являются письма из Парижа.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…