В работе над связной речью учащихся большое значение имеют изложения. Наряду с другими упражнениями они помогают формировать умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку. Работа над изложениями учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор школьников и т. д.
Настоящее пособие ставит своей целью предложить учителю русского языка материал для различных видов изложений и методические рекомендации к их проведению.
Тексты для изложений в сборнике сгруппированы по классам; внутри каждого класса распределены по видам изложений в соответствии с требованиями программы. Так, например, в IV классе предлагаются следующие виды изложений: сжатое; подробное изложение текстов повествовательного характера с элементами описания (отдельных предметов, животных); сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания; изложение с заданием ввести в текст описание (предметов, животных) и т. д.
На каждый вид изложения предлагается несколько текстов, различающихся степенью сложности, что позволит учителю более целенаправленно отобрать материал и организовать работу по развитию речи. Такое расположение материала, а также введение по классам разделов «Повторение в начале года» и «Повторение в конце года» дают возможность установить более глубокую связь с программой по развитию речи и осуществить преемственность в работе над изложением.
Авторы стремились представить в сборнике образцы текстов разных речевых стилей: художественного, научного и публицистического. В него включены тексты для различных видов изложений: подробных, выборочных, сжатых, творческого характера и т. п.
При выполнении предлагаемых заданий учащиеся выясняют лексическое значение слов, находят неологизмы, устаревшие слова, профессионализмы и объясняют их использование в тексте; подбирают синонимы, антонимы; определяют, как образовано слово или его форма; конструируют словосочетания и предложения и т. п.
Необходимо отметить, что вопросы и задания носят примерный характер и к выполнению их учитель должен подходить творчески.
В работе с некоторыми текстами описательного характера или с элементами описания авторы рекомендуют использовать репродукции картин, фотографии, рисунки. Методика работы с наглядными пособиями кратко освещена в комментариях для учителя, в вопросах и заданиях.
Сборник составлен из текстов, отвечающих воспитательным задачам советской школы. В него включены тексты, взятые из произведении русской классической и советской литературы, периодической печати наших дней: о трудовых и воинских подвигах советских людей, о прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни замечательных людей, об истории создания произведений искусства, о животном и растительном мире, об охране окружающей среды и т. п. Разнообразие текстов будет способствовать успешной реализации идеи комплексного воспитания (проводимого в неразрывном единстве с обучением), которое включает в себя идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся. Содержание текстов будет содействовать развитию у школьников высоких чувств ответственности за порученное дело, гражданственности, интернационализма, гордости за свою Родину— первое в мире государство рабочих и крестьян. Текстовой материал поможет учителю усилить роль уроков развития речи «…в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями»’.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…