Рекомендации по написанию сочинения по биографии Лермонтова

Кратко остановимся на задачах и приемах освещения отдельных этапов жизни М. Ю. Лермонтова. Детство в Тарханах. В VI классе ученики слышали подробный рассказ о детстве Лермонтова, поэтому в VIII классе целесообразно восстановить его з памяти школьников, а не сообщать вновь. Можно дать на дом ряд вопросов, которые бы ориентировали школьника, что он должен вспомнить и повторить к уроку. Вот примерный перечень вопросов: Что вам известно о семье Лермонтова? Под влиянием какой обстановки складывался характер Лермонтова? Что вы знаете об отношении маленького Лермонтова к крестьянам и их детям? Каким вы представляете мальчика Лермонтова? Как и чему учился Лермонтов в детстве? Вместо беседы по предложенным вопросам можно подготовить сообщение учеников о детских годах Лермонтова, выделив такие темы:. Семья поэта, его детские занятия и интересы. 2. Что рассказывает народ о мальчике Лермонтове.

В классах, где биография Лермонтова забыта или не усвоена, возможен рассказ учителя примерно по такому плану:

Детство Лермонтова в Тарханах
1. Родители Лермонтова и раннее одиночество поэта.
2. Условия жизни поэта, оказавшие влияние на формирование его характера и взглядов:
а) природа среднерусской полосы;
б) близость крепостной деревни;
в) знакомство с народным творчеством.
3. Характер и склонности Лермонтова-ребенка:
а) сочувствие крестьянам;
б) впечатлительность;
в) одаренность.
4. Поездки на Кавказ и любовь Лермонтова к кавказской природе.
5. Отражение в сознании поэта событий 14 декабря и рассказов об Отечественной войне 1812 г.

Годы учения в Москве. О периоде учения поэта в Москве, необычайно важном для формирования взглядов Лермонтова, целесообразно прочесть лекцию, в которой дается и представление об эпохе 30-х годов. Ученики знакомятся с тематикой юношеской лирики по-
эта, отразившей становление его взглядов, с отдельными стихотворениями: «Монолог», «Жалобы турка», «1831-го июня 11 дня». Полезло заранее сообщить план лекции. Он может быть примерно таким:

Лермонтов в Москве
1. 30-е годы ХХ века — суровое десятилетие после-декабрьской реакции.
2. В Московском благородном пансионе.
1) Успешные занятия и разностороннее развитие поэта.
2) Начало творчества.
3. Лермонтов-студент.
1) Московский университет в 30-х годах XIX в.
2) Участие Лермонтова в студенческой жизни.
3) Юношеская лирика, поэмы и драмы как результат размышлений поэта над русской действительностью и отражение критического отношения к ней.
Говоря о роли Московского университета в жизни Лермонтова, важно отметить, что в одно время с поэтом там учились Белинский, Герцен, Огарев, что именно Московский университет в 30-е годы стал центром передовой общественной мысли, что в нем господствовал дух рвенства и говарищества. Герцен вспоминает в «Былом и думах»: опальный университет рос влиянием, в него как в общин резервуар вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев… Студент, который бы вздумал у нас хвастаться своей белой костью или богатством, был бы отлучен от «воды и огня», замучен товарищами».

Целесообразно рассказать об участии Лермонтова в Маловекой истории. Характеризуя основную направленность юношеского творчества поэта, учитель на конкретных примерах раскрывает следующие положения.

1. С лервых же лет в творчестве Лермонтова звучит протест против деспотизма, против угнетения человека, нашедший яркое выражение в стихотворении «Жалобы турка».
2. В своих произведениях Лермонтов выступает как враг и противник крепостного права. Не просто отвлеченный человек, стонущий «от рабства и цепей», а прежде всего крепостной крестьянин берется им под защиту в драмах «Странный человек» и «Люди и страсти». Крепостному крестьянству сочувствует Лермонтов, помещики и угнетатели вызывают у него гневное возмущение.
3. Лермонтова волнует судьба молодого поколения дворянской интеллигенции. В стихотворении «Монолог» он пишет о современной молодежи, что ей «ничто души не веселит» и что она «быстро увядает» в суровой атмосфере николаевской реакции.
4. В творчестве поэта настойчиво и громко зв)щит жажда действия, борьбы, тоска о настоящей жизни, где найдут применение «талант» человека и его «пылкая любовь свободы» (учащиеся почувствуют эти настроения Лермонтова в стихотворениях «Монолог» и «1831-го июня 11 дня»).
5. Для Лермонтова характерен интерес к мужественным, смелым людям, которые протестуют против окружающих условий, борются за свободу, но не всегда поняты другими. Таковы герои его юношеских драм и поэм. Таков лирический герой его ранней поэзии. Таковы реальные кумиры молодого Лермонтова— Пушкин, Байрон, Наполеон. К ним он не раз обращается с взволнованными лирическими строками.

В 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет; в официальном документе значится, что ему «советовано уйти». С переездом в Петербург жизнь его резко меняется.
Школа гвардейских подпрапорщиков и первые годы службы. Годы 1832—1837 наименее освещены в биографической литературе о Лермонтове, в школе о них обычно сообщается весьма кратко. И действительно, внешние факты жизни Лермонтова — его гусарские похождения и первые шаги в петербургском дворянском обществе — представляют мало интереса и не поучительны для учеников. Но зато яркий материал для характеристики взглядов Лермонтова, его стремлений и интересов можно найти в двух крупнейших произведениях, над которыми он работал именно в годы — в неоконченном романе «Вадим» и в драме «Маскарад». Краткий комментарий к этим произведениям — основное в рассказе учителя о первом петербургском периоде.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago