Менялись идеи и мифологемы. Скажем, в начале идея Романтики и идея интересной работы (за которую даже не жалко жизнь отдать) совпадали. Потом они вступили в острую борьбу — романтика перекочевала в пространство досуга: дым костра, горы, байдарки, любовь — все во время отпусков. Подвигом стало повседневное честное исполнение обязанностей: подвиг — не стать преступником, хорошо учиться, стать образованным, культурным человеком. В 1966 году литературовед Г.Ленобль писал, что «…наивысший художественный подвиг и наивысшая художественная радость — создать средствами искусства образ партии. К этому шестидесятники не были готовы.
Правда, которую искали шестидесятники, не существовала в советской реальности. Невозможно оказалось совместить революционно-романтический порыв с пятилетним планом. Свобода, воля стали ассоциироватсья только с творчеством. «Нелепо требовать от партии распустить колхозы (никто и не требовал этого), но можно настаивать на своем праве писать верлибром. Естественно, общественный протест выливался в эстетические формы — других не было. Свобода творчества казалась реальной свободой. И вновь самыми большими революционерами оказались художники-нонконформисты, «формалисты». Парадоксально, что на Западе авангардисты чаще всего были коммунистами, в Союзе они преследовались самой мощной политической партией, которая считала себя самой что ни на есть коммунистической.
«Шестидесятники», та часть, которая продолжала вести поиски нового содержания в новых формах, превращались в элиту, в богему. Ее конфликт с советской властью был вызван, в основном, эстетическими причинами, коренящимися в консерватизме общественного вкуса. «Смена моделей социалистического общества была слишком поверхностной, чтобы затронуть такие глубинные структуры, как эстетические принципы. В стране по-прежнему строился коммунизм, и искусство должно было работать на стройке (хотя бы разрушая старое).
Ситуация особо обострилась с 1964 года, после снятия Н.С. Хрущева. Он все-таки был «западником» и где-то мог сочувствовать «шестидесятникам». С этого момента к обвинениям в формализме прибавилс приговор: «…обескровленность отрывом от внутренних сил народной жизни. Брежневская эпоха, эпоха застоя, была для шестидесятников тяжелым испытанием. Медленно, но неуклонно шел разворот страны к старой системе тотальной лжи: сталинские преступления превращались в «отдельные нарушения социалистической законности». Вновь начались громкие открытые судебные процессы. Характерно, что чаще всего обвиняемыми становились творческие интеллигенты. В 1965 году арестовали Ю. Даниэля и А.Синявского. «Шестидесятников» перестали печатать, они уходили в подполье в прямом и в переносном смысле. Активизировалась деятельность самиздата. Их стихи и проза передавались в машинописных экземплярах из рук в руки. В это время бардовская песня, не требующая особых приспособлений и больших эстрад, становится чуть ли не самым массовым видом творчества, распространяемым на магнитофонных катушках. Поэзия уходит с эстрады на кухню, в подворотню, на туристский привал. Там хэмингуэевский стиль сливается с блатным — появляется феномен В. Высоцкого.
Резко меняются архетипы «шестидесятников» и прежде всего отношение к романтике: «На безопасном расстоянии, маскируясь под обыкновенного культработника,… вроде колбасится за ними распроклятая Романтика, а может, это просто была пыль. Суровый, но радостный революционный пафос заменяется иронией, которой подвержено все, в том числе и они сами, и их идеи. Все чаще герои уходят в другие времена, в другое пространство, возрастает доля научно-популярной фантастической литературы, возникают исторические и псевдоисторические произведения. Неизменным остается хронотоп Дороги, Пути, столь важный для всей русской литературы: гоголевская Русь-Тройка, лермонтовское «сквозь туман кремнистый путь блестит», «Дорогу дорогам» Маяковского и т. д. Дорога присутствовала в творчестве «шестидесятников» всегда, в этот период она часто становится собственно целью. Ехать, мчаться: может быть, удастся убежать от реальности, от себя.
В 1968 году Брежнев вводит советские танки в Прагу. Для шестидесятников это — трагедия. Они оказываются перед последней чертой. Уход в чистое творчество в этой ситуации невозможен. Возникает коллизия «…сознания, «обреченного» постоянно колебаться между двумя рядами ценностей, ценностей, которые признает за свои официальная идеология, и ценностей, которые этой идеологии не соответствуют или прямо ей противоречат»(32). Эта коллизия должна быть разрешена сознательным выбором. Часть «шестидесятников» превращается в диссидентов и оказывается в тюрьме, в «психушке», а потом — за границей; часть уходит в «глубокое» подполье и осваивает эзопов язык; часть пытается найти общий язык с властью и платит дорогую цену — теряет самобытность и любовь своих бывших поклонников. Многие из них отправляют на Запад вначале свои произведения, затем уезжают сами, не все, кстати, добровольно: «…эмиграция, может быть, вызвала колоссальное растяжение времени для нашего поколения… Может быть, для нас эмиграция — это какой-то своеобразный финт, чтобы заставить еще раз о себе поговорить?
Мифология «шестидесятников» опирается на три кита: Революция, Романтика, Дорога. Два первых в конце шестидесятых изменяют свою физиономию. Революция превращается в метод творчества, они становятся первыми советскими авангардистами послевоенного времени, революционно преобразующими реальность. Полинявший ореол Романтики, высмеянной ими же, не мешает сохранять ей верность до сих пор. А вот Дорога заняла теперь ведущее место в их системе мифов и ценностей. Генетически, может быть, это связано с тем, что у них долго не было дома, что дом, уют для них — синоним самого ненавистного понятия — мещанства. Традиционно — это вечный путь поисков самого себя, путь к себе. Метафорично — это предназначено им судьбой, роком; она и увела их за границу.
Они не по своей воле покинули Родину. С другой стороны, они и там продолжают оставаться русскими писателями, людьми русской культуры, большую часть которой они, кстати, сохранили и вернули нам сейчас. И вновь получается перевертыш: «шестидесятники», оставшиеся дома, вынуждены были уйти, если так можно определить, в «духовную эмиграцию» (не все, конечно); те, кто эмигрировал за границу, входили в пространство русской культуры, скрытое от них и от нас долгие годы. И для всех близкими остаются слова поэта:
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…