Психологизм драмы А.Н. Островского « Бесприданница»

Лучшей психологической драмой А.Н.Островского действительно считается «Бесприданница». Ее нередко сравнивают с «Грозой», и в какой-то мере это справедливо. Сопоставление этих пьес приводит к тому, что в них разворачивается драма незаурядной женской натуры, которая приводит к трагической развязке. В конце концов, важно и то, что в обеих пьесах важную роль сыграет сборный образ волжского города, в котором происходит действие. Но непохожесть эпох, изображенных в каждом из этих произведений, привела к полнейшему расхождению художественного мира «Грозы» и «Бесприданницы».

«Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Екатерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной моральными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, которая разорвала связи с тысячелетней народной традицией, которая освободила человека не только от основ морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Екатерины, Лариса лишена целостности. Ее человеческая одаренность, стихийное стремление к моральной чистоте, правдивость — все, что идет от ее талантливой натуры, высоко поднимает героиню над окружением. Но жизненная драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.

Мотив торговли, который проходит через всю пьесу и концентрируется в главном сюжетном событии — торга за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на захватывающие рассказы своей невесты о смелости Паратова, который бестрепетно стрелял в монету, которая держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца нет, поэтому он такой смелый». И Островский солидарен с этим мысленным взором, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц, в тот или иной момент, верно оценивает ситуацию и людей, которые принимают участие в ней. Сложность характеров героев — то ли противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.

Паратов для всех окружающих людей — большой сударь, широкая натура, бесшабашный храбрый человек, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, будто между прочим, показывает нам и другого Паратова, его настоящее лицо. При первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду пользу, так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку», но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, так как обстановка его квартиры и попытка устроить роскошный обод — это же карикатура на стиль и уклад жизни Паратова. И вся разность заключается в суммах, которые каждый из героев может на это израсходовать. Глубоко значительная сцена, которая характеризует обоих соперников, которые добиваются любви Ларисы.

Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнание героев, не соображение о чувстве и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же самое: она прозревает, познает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил жизненный опыт. В этот момент она будто возвращает к естественной красоте своей натуры.

Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной смелостью. Душевный аспект Ларисы раскрыт автором в стиле «сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она успокоена, она всех прощает, так как счастлива тем, что наконец вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, который освободил ее от унизительной жизни любовницы.

Редчайший художественный эффект этой сцены А.Н. Островский строит на острой стычке направленных по-разному эмоций: чем больше мягкости и всепрощения в героине, тем острее суд зрителя. Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно вместительном художественном единении мотивов и тем большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, которая раскрывает по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предусмотрена неизбежность появления в России нового театра.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago