Проблемы нравственного долга, поисков истины и верных дорог

Тему школьной жизни, дружбы и товарищества разрабатывают Р. Погодин («О веселых людях и хорошей погоде»), В. Железников («Чудак из 6-6»), А. Рыбаков («Приключения Кроша», «Каникулы Кроша»), А. Бикчентаев («Большой оркестр»), Я- Раннап («Юхан Салу и его друзья») и другие писатели. Многие писатели в рассказах и повестях этого периода рисуют интересный мальчишеский характер из числа тех, кого называют фантазерами. Такие характеры часто встречаются в произведениях Радия Петровича Погодина (род. в 1925 году).

В сборниках «Муравьиное масло», «Кирпичные острова», «О веселых людях и хорошей погоде» Р. Погодина есть герои, которые учат жить с мечтою, стремиться к неизвестному. Характеры его персонажей не укладываются в рамки добродетельных пай-мальчиков, на их долю выпадают [rkey]не только заманчивые приключения, но и многочисленные неприятности. Такими оказываются Павлуха из рассказа «Сколько стоит долг», Кешка из рассказов «Кирпичные острова», Ива и Валерка из рассказа «Муравьиное масло», Петька и Толик из рассказа «Мы сказали клятву».

В центре внимания писателя — процесс становления характера ребенка, проблема влияния семьи, взрослых людей и сверстников на формирование мировоззрения и нравственного облика детей.

Анатолий Наумович Рыбаков (род. в 1911 году) пишет и для детей и для взрослых. В детской литературе он выступает в жанре приключенческой книги и в жанре школьной повести. Его первые произведения для детей, «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица» (1956), и сегодня популярны у юных читателей. Рыбаков выступает в них как мастер острого, занимательного сюжета. Его герои ищут разрешения сначала тайны загадочного кортика, а затем — бронзовой птицы, распростершей крылья над чернильным прибором. Популярность этих книг у ребят объясняется не только увлекательным сюжетом. В них в ярких, колоритных деталях воссоздается атмосфера 20-х годов — одной из самых интересных эпох в становлении нашего государства. Юные читатели узнают о высокой гражданской активности молодежи 20-х годов. Герои Рыбакова представляют тех советских ребят, которые были родоначальниками пионерии, первыми комсомольцами. При всех различиях объемно выписанных живых мальчишеских характеров Мишу Полякова и его друзей объединяет горячее участие в делах, которые совершаются в стране, строящей новую жизнь, нравственная требовательность, мужество, чистота, верность законам дружбы. Книга несет в себе и большой воспитательный заряд. Вместе с вышедшей в 1975 году повестью «Выстрел» произведения «Кортик» и «Бронзовая птица» образуют трилогию, связанную жанровыми особенностями, общностью героев, идейным пафосом. Трилогию составляют и повести А. Н. Рыбакова «Приключения Кроша» (1962), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). В этих книгах писатель отвечает на вопрос, какими должны расти наши советские дети и какие условия наиболее благоприятны для формирования в них лучших качеств советского человека. Мысль о том, что эти условия — коллектив, общественно полезный труд, неизменная ответственность всех, кто выступает в роли воспитателей, здоровый нравственный климат,— не нова в нашей литературе. Но она звучит с новой убедительностью в талантливо рассказанной истории духовного возмужания школьника Кроша — Сергея Крашенинникова. В первых двух частях трилогии ему 15—16 лет. Проводя своего героя через серьезные испытания, автор показывает, как Сережа совершенно по-новому начинает понимать свою связь с другими людьми, свои права и обязанности перед ними, как формируются в подростке сознание общественного долга, чувство ответственности, начала подлинной человечности и гражданственности. А. Н. Рыбаков является создателем психологической прозы для детей. Писатель, обращаясь, в последней повести к остро занимательному сюжету, убедительно реализует мысль о единстве поколений, строивших

Вопросы, связанные со становлением характера современного человека, привлекают многих писателей, например, Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 году). Герои Железникова могут совершать поступки, достойные осуждения. Жизненная радость, бьющая ключом в мальчишках, может иногда толкнугь их на действия, не выверенные разумом. Так, в повести «Чудак из 6-6» рассказ ведется от лица шестиклассника Бори Збандуто, назначенного вожатым во 2-й класс. Боря начинает знакомство с подопечными октябрятами нехотя, с трудом, отрываясь от привычных мальчишеских дел. Затем, увлекшись, придумывает интересные занятия для второклассников: вместе с ребятами помогает убирать снег матери одного из октябрят, работающей дворником, заботится о девочке Нине, родители которой — врачи — были командированы в Африку, и т. п. Все идет хорошо, но вдруг Боря сорвался: подсказал решение задачи второклассникам во время контрольной работы, когда учительница попросила его проследить за учениками в ее отсутствие. Неприятность, которую с трудом удалось предотвратить, многому научила Борю. В таких произведениях, как «Несчастье», «Мать и сын», писатель обращается к трагическим событиям в судьбе героев. Он заставляет читателей задумываться о смысле жизни. М. П. Коршунов известен и как автор, издавший веселые и остроумные книги с фантастическими историями и приключениями («Кавеэнщики», «Колеса истории»). Произведения писателя полюбились ребятам потому, что он пишет о событиях и вещах, которые близки и понятны им.

Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 году) своей работой постоянно связан с юношеством. К нему обращены и книги писателя. Художника привлекают герои, которых отличает способность к самостоятельным решениям в сложных ситуациях, чувство личной ответственности за свои поступки. Подростки в книгах Лиханова действуют в настоящем, невыдуманном мире, в котором на долю людей выпадают удачи и неудачи, большое счастье и непоправимое горе, когда им приходится решать сложные задачи. Они участвуют в больших и важных делах, определяют свою жизненную позицию, отстаивают то, что считают правдой, может быть иногда и наивно, но мужественно и бескомпромиссно.

В таких книгах писателя, как «Теплый дождь», (1968), «Сыновья» (1971), «Музыка» (1971), обстоятельства, в которых происходит действие, определены войной, обрушившейся на людей невосполнимыми утратами, часто непосильным трудом, заставившим детей рано повзрослеть. Таков герой повести «Деревянные кони» (сборник «Музыка»).
[/rkey]
Он живет в деревне, в которой с войны не вернулось 70 мужчин и на полях работают инвалиды, женщины и дети. Однако колхозники ценой нечеловеческого напряжения добиваются того, что сдают государству двойной план хлеба. Для них это патриотический долг, вклад в победу, лучшая память о погибших. Рядом со взрослыми, напрягая последние силы, трудится и главный герой повести Васька. Он работает, чтобы внести в общее дело долю своего отца.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago