Правила надо выучить и запомнить

Среди всех знаний, усваиваемых учениками, особое место занимают правила. Их надо выучить и запомнить — в этом отношении правила включаются в состав приобретаемых учениками знаний. Но правила недостаточно только знать — они должны стать руководством к действию. Учителям хорошо известны многочисленные случаи, когда ученик хорошо знает правило, точно и свободно воспроизводит его формулировку, однако не применяет его на практике: пишет диктант или сочинение, решает задачи, забывая о том правиле, которое только что повторили в классе.

В этом отчетливо сказывается существовавший до сих пор в процессе обучения разрыв знаний и действий с ними. Между тем правило — мостик, соединяющий обе эти стороны в учебной деятельности школьника. Правило может

[smszamok]

остаться на уровне формальных знаний, тогда оно никак не влияет на успешность соответствующих учебных действий ученика (даже в знакомых ему ситуациях). Правило может быть заучено как требование, относящееся лишь к работе с определенным содержанием и в конкретных условиях, например: при сложении двух чисел, 6 и 17, лучше прибавлять 6 к 17, а не 17 к 6. Не поднимаясь на уровень ближайших обобщений (прибавлять меньшее число к большему), дети не овладевают вполне доступным им переносом правила, т. е. использованием данного правила в оперировании с любыми числами.

Так, ученики в I классе узнают, что при письме после окончания предложения надо ставить точку. Это правило они заучивают легко. Но если дети не понимают, где. кончается предложение, после которого надо ставить точку, они этим правилом пользуются недостаточно осознанно или же не пользуются совсем. Первоклассники заучивают определение понятия: «Предложением называется группа слов, выражающая законченную мысль». Однако, поскольку семилетним детям неясно, что такое мысль да еще «законченная», — такое знание, даже твердо заученное, не «работает» при делении сплошного текста на отдельные предложения. Дети даже во вторых классах ставят точки на основе «чутья» языка и, конечно, при этом часто ошибаются. Правило нельзя просто заучить. Оно должно «войти в руку» ученика, определяя его действия в работе над содержанием, предусмотренным данным правилом. Поэтому и усвоение правила требует ряда специально организованных действий учеников с тем разным содержанием, в котором конкретизируется   определенная   закономерность,   определенный тип задач. В результате таких действий дети приходят к раскрытию значения  правила,   формулировку  которого   дает  учитель. «Почему в букваре после «Мама» поставлена точка?  О чем говорилось в первом предлоя^ении? Верно, о том, что мама ушла. Кончили говорить о маме и стали говорить про Машу, о том, что она мала. Чтобы вам было легче понимать, о чем говорит писатель или любой человек, пишущий письмо другому, он и ставит точку, когда кончил говорить об одном и начал говорить про другое». Затем даются упражнения на разделение сплошного текста на предложения и другие задания. Так знание правила становится освоенным способом действия в соответствии с этим правилом, т. е. правило осваивается в процессе его применения в практической работе учеников.

Анализ развивающих возможностей учебной деятельности младших школьников был бы неполным, если бы мы ограничились рассмотрением лишь влияния учения на умственное развитие учащегося. К сожалению, до сих пор в педагогике теория обучения рассматривается  совершенно  обособленно  от  проблем  воспитания. Однако рационально организованная учебная деятельность школьника может оказывать огромное положительное влияние и на воспитание у детей многих нравственных качеств. Эти возможности особенно велики в работе маленьких школьников по новым программам, с их повышенным уровнем теоретических знаний, передаваемых детям, и направленностью на развитие самостоятельной проблемной деятельности учеников, на раскрытие многообразных связей,  в частности отношений человека к природе,  к людям. Мы не останавливаемся здесь на самом понятии нравственной воспитанности и формировании личности в коллективе октябрятской   и   пионерской   организаций (эти вопросы см. в главе X). Здесь рассмотрим возможности только учебной деятельности в нравственном воспитании учащихся. Они заключены в следующем. Имеются    реальные    возможности   для   формирования   у детей в учебной деятельности важнейших нравственных понятий. Как известно, понятие есть обобщенное знание о целой группе однородных предметов или явлений, объединенных по общности существенных признаков. Такое обобщенное знание существует   уже  в   определенном   слове:   «герой»,   «трусость»,   «Родина», «предательство»,  «долг»,   «существительное»,  «число»,  «пространство», «скорость» и т. п. Ни одно понятие, ни грамматическое, ни природоведческое, ни тем более нравственное, нельзя «внести в сознание» ребенка в готовом виде, как это предлагают  делать некоторые  авторы.   Слово, действительно, дети могут  запомнить уже в 2—3-летнем возрасте. Но слово (термин) лишь форма существования понятия, но не само понятие.  Ведь понятие есть высшая  форма обобщенного отражения человеком явлений действительности. Понятие должно сложиться у ребенка в процессе накопления им самим чувственного, житейского и специального (грамматического,  математического и др.) опыта.  Так,  понятие «сумма» складывается в процессе многочисленных и разнообразных действий ученика с разными множествами разных предметов, затем   лишь   с   их   изображениями   (например,   на   картинках), позже — с числами, а затем с их буквенными заменителями. Оперируя разными по содержанию предметами,  разными их количествами, выраженными разными числами, и получая в результате действия сложения двух,  трех и более чисел (слагаемых) новое число, которое обозначается словом «сумма», ребенок научается оперировать существенными признаками этого понятия (число,    состоящее     из   нескольких    чисел — слагаемых),    отвлекаясь при этом от всех несущественных для данного понятия черт,  таких,  например,  как  абсолютная  величина  (абсолютное значение) чисел — слагаемых (5 и 3; 12 и 21; а + Ь); от того, количество каких предметов каждое число (и вся сумма) обозначает, отвлекаясь и от того, в каком порядке числа (слагаемые) поставлены  (7 + 4 или 4 + 7; 13 + 18 + 38 или 38 + 18 + 13). Овладение понятием требует сложной мыслительной деятельности, как всякий процесс обобщения на основе абстрагирования, т. е. с участием высших форм анализа и синтеза. Слово же запоминается без труда цепкой и пластичной детской памятью и даже часто «к месту» употребляется ребенком,  в то время как обозначаемое этим словом понятие остается на начальном этапе формирования — смутным и неясным.

Усвоение детьми моральных понятий имеет много сходного с процессом формирования других понятий — грамматических, математических, житейских. Вместе с тем образование моральных понятий имеет ряд специфических особенностей, присущих самому обобщаемому содержанию. Существенной особенностью процесса формирования морального понятия является включенность в каждое из них оценочного момента. В каждом моральном понятии отложилось оценочное отношение общества к тому качеству человека, его действиям, поступкам, суждениям, которые либо отвечают моральным требованиям общества, либо противоречат им. Поэтому усвоение моральных понятий каждым учеником должно сочетаться с формированием у него соответствующих моральных позиций, оценок, убеждений, т. е. положительного или отрицательного личного эмоционально-пристрастного отношения к тому или иному конкретному качеству, действию или поступку человека.     Такие   понятия,    как    «враг»,     «герой»,     «измена», «храбрость», «трусость»,     не   являются   «нейтральными».    Они выражают определенное отношение человека к тому содержанию, к которому он относит соответствующие слова.  Поэтому в моральных понятиях особенно отчетливо сказывается их общественно-историческая природа. Но эти оценки лишь постепенно приобретают у ребенка обобщенный характер и становятся выразителями собственного, индивидуального отношения ученика к поступкам людей или к их качествам1. Но дело не только в этом. Нравственные понятия очень широки, «емки». Они относятся к чрезвычайно разным явлениям, внешне как будто даже не имеющим чего-либо общего. Например, такое моральное понятие, как «скромность», раскрывается для детей в поведении неизвестного героя в рассказе  С.   Я.  Маршака  и мальчика  Алеши — героя другого рассказа, не проявившего какого-то особого героизма. Он никого не спасал и никакой опасности не подвергался, он только покрасил чужую калитку и починил «ничейную» скамейку, но никому не сказал об этом. Однако дети сами не могут выделить это общее качество в поведении героев этих двух разносюжетных произведений.  Учитель должен использовать различный литературный и жизненный материал, чтобы у детей сформировалось каждое новое моральное понятие.

Прежде всего на уроках литературного чтения и природоведения ученики знакомятся с человеком, его поведением, поступками, трудом, где обнаруживаются его нравственные качества, его отношение к труду, к своему делу, к людям, друзьям и недругам, к самому себе. Однако, поскольку формирование любого понятия, в том числе и нравственного, есть процесс обобщения существенных признаков, общих для многих разных явлений, на основе их абстрагирования от несущественных деталей, нельзя сформировать какое-либо нравственное понятие, исходя из одного, пусть даже очень яркого, случая. Но для формирования соответствующего понятия этого еще недостаточно. Лишь познакомившись с различными проявлениям!: в совершенно иных ситуациях того же качества у других людей, дети могут прийти к обобщенному знанию — к понятию мужества. Этому могут успешно служить различные виды работ учеников по разным предметам, раскрывающие мужественную жизнь и деятельность советских людей. И не только в условиях войны на фронте, в фашистском плену или на оккупированной врагом территории, чем порой односторонне и потому неоправданно увлекаются некоторые учителя. Надо показать это качество и в деятельности рядовых тружеников: врачей, животноводов, хлопкоробов, водителей машин, строителей, рыбаков — 3 мирные будни повседневной жизни. Дети должны накапливать факты нравственного поведения людей, чтобы   прийти   затем   к   соответствующим   обобщениям.

Существенные признаки каждого нравственного понятия могут иметь более конкретную и элементарную форму, «лежать на поверхности» простою, знакомого и понятного детям факта, но могут находиться где-то в глубине человеческих поступков, в тех мотивах, которые побуждают человека к действию, в ранее пережитых им горестях, обидах, взлетах и падениях. Эти существенные признаки нравственного понятия бывают нередко вплетены в очень сложную ткань сложившихся у данного человека отношений к другим людям. Чтобы выделить эти существенные  признаки даже тоща, когда они подсказаны взрослыми, ребенок должен научиться «распутывать» клубок сложных человеческих желаний, стремлений, обстоятельств; вызвавших тот или иной поступок, чтобы вскрыть в нем то основное, что и должно быть предметом нравственной оценки.

[/smszamok]

Совершенно очевидно, что 8—10-летний ребенок с его узким кругозором, ограниченным жизненным опытом и конкретностью мышления не видит чего-либо общего между тем, например, что ученик сам исправил плохую отметку в дневнике на хорошую (побоялся отвечать перед отцом за плохо подготовленный урок) и поступком какого-нибудь недобросовестного  работника,  сдавшего с готовой продукцией явно бракованную деталь. Что общего между этими поступками людей? Чтобы найти это общее и дать ему нужную оценку, надо подняться на высокий уровень обобщения и увидеть качество: трусость, ложь, обман, к которым прибегает и ученик и взрослый, но каждый в своем деле.   Октябрята на собрании своей звездочки порой очень горячо обсуждают поведение какого-нибудь ученика, осуждая его за низкие отметки.   В  этом  своем  отрицательном  отношении дети  еще  только подражают мнениям взрослых,  Конкретно  оценке учителя.  Но они не видят в поведении своего товарища того общественного значения, которое для взрослого выступает основой отрицательного  отношения  производственного   (или  любого  другого)  коллектива к тому его члену, который своим халатным и недобросовестным отношением к общему делу допускает брак и снижает общие показатели труда всего цеха,  бригады, предприятия.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago