Правда ли, что в Коране есть немало заимствований из Библии

В 1916 г. в двадцать четвертом томе Записок Восточного отделения Русского археологического общества и в 1917 г. в Петрограде отдельным изданием было опубликовано отвечавшее на этот вопрос исследование видного арабиста и исламоведа, с 1925 г. члена-корреспондента Академии наук А. Э. Шмидта (1871-1939). «В Коране,-писал он,— совершенно отсутствуют точные цитаты из книг Ветхого и Нового завета» {Шмидт А. Э. Новые данные по вопросу о мнимом упоминании имени Мухаммеда в Пятокнижии Моисея.— Отдельный оттиск из Записок Восточного отделения Русского археологического общества, т. XXIV. Пг., 1917, с. 4). Вывод сделан на основе кропотливого сличения арабского текста Корана, а также древнееврейского и древнегреческого текстов Библии.

Сколь детально велось это исследование (продолжавшее  работы   востоковедов   А.   Я.   Гаркави   и   академиков русского В. Р. Розена и венгра И. Гольдциера), можно судить по приведенному тут же примечанию, где читаем: «Единственная почти дословная цитата имеется в 21-й главе (Корана,— Авт.), стих 105-й: «И уже в Псалтири мы (Аллах.—Лег.) после увещевания написали, что землю унаследуют рабы мои праведные» (Срв. Пс[алтирь] 36, 29: «Праведники унаследуют землю и будут жить в ней вовек»)».

Вслед за этим А. Э. Шмидт добавил: «Быть может, следует видеть отражение Ев[ангелия] от Матф[ея] 23, 31 — 37 (Лук. 11, 47—51 и 13, 34) в обращении Мухаммеда К евреям (Кор[ан] 2,85): «Зачем же вы прежде убивали пророков божиих, если вы — верующие».

Осторожность вывода определялась как анализируемыми первоисточниками, так и тем, что он был сделан в условиях, когда богословы и миссионеры соперничавших с исламом религий — прежде всего иудаизма и разных направлений христианства — прилагали немало усилий, чтобы внушить своим приверженцам расходящийся с действительностью взгляд на «книгу книг» мусульман как произведение несамостоятельное, подражательное, лоскутное. Между тем указанная цитата из 85-го стиха (аята) 2-й главы (суры) Корана не соответствует названным текстам Евангелий от Матфея и Луки. На основании приведенного допустимо говорить лишь об отражении в обеих книгах сходных мотивов и ситуаций, имевших место в разное время и в различной обстановке. Следовательно, речь здесь может идти не о заимствовании, а лишь о близости тех или других религиозных представлений, из которых большинство возникло и в той или иной мере отражало конкретно-историческую почву своего времени и места.

Для уяснения причины этого следует хотя бы кратко обратиться к фактам истории. Прежде всего надо принять во внимание, что арабы и евреи — семиты и принадлежат к одной семье языков. Народом в отдельности — своих книг, в том числе тех, что помучили значение богодухновенных и стали почитаться кик «слова» бога. А в числе персонажей этих произведений оказались имеющие общие или близкие имена, порой с «жизнеописаниями», наделенными сходными чертами. На этот факт еще в начале второй половины прошлого столетия обратили внимание основоположники марксизма.

«Теперь мне совершенно ясно,— писал Ф. Энгельс К. Марксу около 26 мая 1853 г.,— что еврейское так называемое священное писание есть не что иное, как запись древнеарабских религиозных и племенных традиций, видоизмененных благодаря раннему отделению евреев от своих соседей — родственных им, но оставшихся кочевыми племен. То обстоятельство, что Палестина с арабской стороны окружена пустыней, страной бедуинов, объясняет самостоятельность изложения. Но древнеараб-ские надписи, традиции и коран, а также и та легкость, с которой распутываются все родословные и т. д.,— все это доказывает, что основное содержание было арабским или, вернее, общесемитическим…» (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 28, с. 210).

Отсюда и весьма примечательные «схождения» некоторых персонажей Библии и Корана. Таков библейский патриарх Авраам и соответствующий ему корани-ческий пророк Ибрахим, имя которого обнаружено на месопотамских клинописных надписях и в текстах сирийской Эблы, относящихся к III тысячелетию до н. э., то есть не только к докораническому, но и добиблейскому времени.

Согласно Библии Авраам — избранник бога Яхве, родоначальник евреев, а по Корану и мусульманскому преданию Ибрахим — друг Аллаха, его старший сын пророк Исмаил (от Хаджар, по Библии — от египтянки Агари) почитается как родоначальник всех североарабских племен. Ибрахим с Исмаилом обустраивали спущенный из рая храм Каабу в Мекке, они первыми совершили в нем и его окрестностях обряды, которые исполняют и современные паломники. Так учит ислам.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago