Периодическая печать для детей

Особую роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения сыграла периодическая печать для детей. Самым «старым» и самым авторитетным журналом среди читателей пионерского возраста был журнал «Пионер» (издается с 1924 года). С 1924 года начинает выходить в Москве «Мурзилка» — ежемесячный журнал для детей младшего возраста. В первом номере помещен рассказ «Мурзилкин первый день», которым обыг-рывалось название журнала: Мурзилка — четвертый щенок Жучки, лохматый, шершавый, одно ухо у него вниз, другое — вверх. Так появился первый постоянный персонаж, с которым происходили разные забавные истории, составившие серии приключений Мурзилки (например, «Мурзилка-следопыт»). Позже появились и другие постоянные юмористические персонажи журнала, вошедшие в «Мурзилкин клуб»: Коля Пикор, Ворон Кра, Белочка Чок, Мышонок Пип. «Мурзилкин клуб» был и познавательным и юмористическим отделом. Материал там помещался то в виде занимательных писем от кролика из Америки или кружка юных термитов из Индии, то в форме гротескных сценок — заседаний клуба («На очередное собрание Мурзилка явился несколько взволнованный… оба уха его торчали вверх, глаза пылали огнем»). В журнале «Мурзилка» с первых номеров помещались стихотворения, басни, маленькие пьески, рассказы о явлениях природы, о животных и растениях, очерки из области труда и производства, шутки, задачи, загадки. Был интересный раздел, посвященный самоделкам. Например, на одной странице нарисованы «животные, которых видишь не часто» (зебра, леопард, крокодил). На другой странице написано: «Сделаем таких сами» — и дано объяснение, как их сделать.

На протяжении пяти десятилетий своего существования журнал «Мурзилка» является прекрасной кузницей писательских кадров. Произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Инбер, Н. Саконской, К- Паустовского, М. Ильина, Л. Кассиля, Г. Скребицкого, Е. Пермяка, Л. Воронковой, С. Алексеева издавались и издаются на страницах этого журнала, одного из самых известных и любимых детьми и до сих пор.

Недолговременным, но своеобразным журналом для дошкольников и младших школьников был веселый <:Чиж» (1930—1941). Название его расшифровывалось редакцией как «Чрезвычайно интересный журнал». Выходил он в Ленинграде. В его создании принимали участие Н. М. Олейников (псевдоним «Свирепый Макар»), Е. Шварц, М. Ильин, О. Берггольц, С. Маршак, Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий, С. Михалков, Б. Житков, Р. Фраерман, В. Бианки, Е. Чарушин и др.

Для первого номера журнала С. Маршак и Д. Хармс написали звонкое стихотворение «Веселые чижи». М. Ильин вел в журнале постоянный раздел «Школа Чижа», задачей которого было учить дошкольников самым простым вещам: «пол мыть, молоко наливать, хлеб резать, гвозди заколачивать, винты завинчивать; узнавать по часам, который час; дорогу находить…» Текст в «Школе Чижа» сопровождался рисунками М. Разулевича. В журнале сотрудничали многие талантливые художники: В. Лебедев, В. Замирайло, В. Конашевич, А. Пахомов.

Редакция журнала стремилась к активному общению с читателем. Так, в № 2 за 1930 год была помещена «Анкета «Чижа», обращенная к родителям и воспитателям. Среди вопросов были, например, такие: какие рассказы и стихи, напечатанные в «Чиже», понравились ребятам? Понятны ли ребятам рисунки «Чижа»? Следует ли помещать рассказы с продолжением? Достаточно ли освещается общественная жизнь ребят? Какой возраст более других интересуется «Чижом»?

В «Чиже» печатались произведения самых различных жанров: сказки, раосказы, очерки, стихи, загадки. Вот, к примеру, содержание одного из номеров «Чижа» середины 30-х годов:

  • «Гора Первого Мая» (рассказ зимовщика Петерсона с Новой Земли).
  • «Герои Советского Союза» (очерк о челюскинцах).
  • «Почтовый ящик «Чижа»( письма ребят).
  • «Верный Трои» (Е.Чарушин).
  • «Хозяин и работник», армянская сказка (Н. Заболоцкий).
  • «Кто чем поет?» (В. Бианки). Рисунки Е. Чарушина.
  • «Как папа меня спасал» (Б. Житков).
  • «Случай в дремучем лесу» (В. Бианки).
  • «Клуб Чижа» (рисунки и стихи ребят).

Критика конца 30-х годов отмечала, что «Чиж» — интересный и содержательный журнал, что он хорошо справляется со своей трудной задачей — обеспечивать материал для самого маленького читателя.

В 1928 году (23 июля) было принято первое специальное постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по улучшению юношеской и  печати». В нем говорилось о количественном и качественном росте произведений  литературы, подчеркивалась важность решений съездов партии (XI, XII, XIII съездов) по этому вопросу. Постановление предлагало обратить особое внимание на книги, которые способствуют воспитанию детей в духе коллективизма и интернационализма. В постановлении отмечалось появление нового читателя — ребенка — из среды рабочих и крестьян, его настойчивая тяга к знаниям.

«Основной задачей юношеской и  печати должно являться коммунистическое воспитание рабочей и крестьянской молодежи, внедрение в юношескую среду боевых традиций большевистской партии, привлечение молодежи через юнкоровское движение и другие формы организационной работы печати к непосредственному участию в социалистическом строительстве; воспитание в ней пролетарской классовой непримиримости в борьбе с отрицательными явлениями в области быта и хозяйственно-культурного строительства»’.

Постановление отмечало и недостатки в развитии  литературы. К ним относились: слабее освещение, а иногда и отход от социальной тематики, отставание от запросов читателя, художественная недоброкачественность произведений.

В 1930—1932 годах ЦК ВКП(б) издает несколько постановлений о школе, о пионерской организации, о  литературе, были приняты постановления об организации специальных издательств, ведающих выпуском литературы для детей и юношества.

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об издательстве «Молодая гвардия» (1931) литература для детей и молодежи охарактеризована как «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте».

«Детская книга должна быть большевистски бодрой, зовущей на борьбу и победу. В ярких и образных формах детская книга должна показать социалистическую переделку страны и людей и воспитывать детей в духе пролетарского интернационализма»’— так определены в постановлении задачи воспитания подрастающего поколения в тридцатые годы.

В сентябре 1933 года ЦК ВКП(б) принял постановление об организации Детгиза. Детгиз — первое в мире издательство для детей было призвано создать ряд книг, которые, «соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем, прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии…»2. Организация этого издательства помогла объединить писателей, художников и педагогов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения в духе идей коммунизма.

Важнейшим событием литературной жизни 30-х годов было также учреждение единой писательской организации — Союза советских писателей. На I Всесоюзном съезде писателей (1934), который подвел итоги развития многонациональной русской литературы и определил ее ближайшие задачи, было обращено внимание и на вопросы  литературы. О проблемах, задачах и состоянии  литературы сказал С. Я. Маршак в докладе «О большой литературе для маленьких» .

В центре внимания всех советских детских писателей в 30-е годы были и вопросы художественного мастерства. Так, в 1937 году проводится дискуссия о юморе и героике в  литературе, начатая статьей Л. Пантелеева «Юмор и героика в  литературе».

Значительным явлением в развитии  литературы и критики стали произведения и статьи А.С.Макаренко. В статьях «Стиль  литературы», «Воспитательное значение  литературы» и других он писал об особенностях стиля произведений  литературы. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость мажорной тональности повествования в книгах для детей, указывал в связи с этим на важную роль юмора и четкого динамического сюжета.

30-е годы ознаменованы тем, что для детей не только продолжают писать такие опытные мастера, как А. Гайдар, Б. Житков, М. Ильин, В. Бианки, С. Маршак, А. Барто, но и на сцене появляются молодые талантливые писатели: Л. Кассиль, В. Каверин, С. Михалков, Е. Чарушин и др. В детское чтение входят произведения А. Толстого, К. Паустовского, В. Катаева, М. Пришвина. В эти годы Российская детская литература по-настоящему стала «большой литературой для маленьких» и достигла крупных успехов. В литературе этого периода ведущей является тема социалистического строительства. Многие советские писатели показывают в своих произведениях социалистическое преобразование страны, помогая понять юным читателям, как осуществляются великие планы социалистического строительства («Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Кара-Бугаз» К. Паустовского, «Дальние страны» А. Гайдара, «Война с Днепром» С. Маршака и др.).

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago