Таким героем является прежде всего Павел Власов, в котором словно воскрешен сказочный образ Данко. Павла тоже охватывает «желание бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Романтический ореол, которым овеяны герои романа — Павел, Андрей Находка, Федя Мазин, Егор Иванович,— не лишает образы жизненной достоверности, ибо они показаны в конкретной обстановке, связаны с конкретными делами, обладают зримыми качествами живых людей. С другой стороны, такое изображение революционера естественно для Горького, который теперь. Б образах реальных людей воплотил идею борьбы и подвига, представленную раньше в аллегорических образах Данко, Сокола, Буревестника. Прежняя романтическая мечта воплощена в живом деле, творимом живыми людьми, но дело это по своему величию равно самым прекрасным вымыслам. Вот почему образ Павла вырастал перед Ниловной «до размеров героев сказки, он соединял в себе все честные, смелые слова, которые она слышала, всех людей, которые ей нравились, все героическое и светлое, что она знала».
Однако основной принцип изображения Павла — чисто реалистический. Горький показывает его обыкновенным рабочим парнем, который в силу объективных причин (подъем рабочего движения, знакомство с социал-демократами — «запрещенными людьми») и субъективных (тяжелый жизненный опыт, чувство протеста против грубости и насилия, жажда правды, дремавший в нем талант организатора) стал активным борцом и одним из организаторов борьбы. Эти два момента в нем неразрывно слиты. Горький вносит новое в изображение не только характера борца, но и его судьбы.
«Хочу знать правду» — эти слова Павла — лишь заявка на активное вмешательство в жизнь, начало поисков, и тут герой Горького еще не раскрывается в своем новом облике. Герои классической литературы тоже искали правду. Но вот мы слышим полные отчаяния слова Павла, потерпевшего первое поражение, и воспринимаем их как свидетельство немалого успеха героя — и это не парадокс. «Не пошли за моей правдой… не умел я сказать её!..» Первый этап Павел прошел, узнал правду, понес её людям, и не его вина (во всяком случае, не только его), если не подготовленная еще, не нашедшая правды масса не поняла его. Но затем люди услышали слова Павла, увидели в нем борца за общее дело, и уже на первомайской демонстрации Павел с законной гордостью видит, что они пошли за его правдой, за своей правдой. Хорошо, по-женски просто выразила мысль и чувство народа Ниловна, вышедшая вместе с другими рабочими на первомайскую демонстрацию: «Надо хоть перед смертью рядом с правдой погулять!»
Характер Павла развивается по мере того, как совершенствуются в нем качества партийного организатора и руководителя. Рабочий класс является своеобразным проявителем и катализатором его характера. Ведь этапами развития характера Павла являются этапы развития того дела, которому он служит, следовательно, надо понимать, что и рабочая масса в это время эволюционизирует. Образ героя и коллективный образ народа, показанные во взаимодействиях и взаимовлиянии,—-таково то новое решение проблемы личности и толпы, к которому приходит Горький в своем романе. Вот почему и композиция произведения определяется не только тем, что в нем показан рост сознания рабочих и крестьян, но и тем, что писатель изобразил становление характера революционера (I часть) и его воздействия на массу (II часть).
Павел Власов — центральный герой романа. Вокруг него концентрируется действие, группируются другие персонажи. Образ Павла — важный фактор в развитии сюжета. И тем не менее, как формальное выключение Павла из числа действующих лиц не означает выхода борца из строя («Павла нет, а рука его даже из острога достигает»), так оно не прерывает и развития сюжета. Это еще раз наглядно подтверждает высказанную раньше мысль об общественном деле как основе сюжета.
Для русской литературы XIX в. характерным был тип семейно-бытового романа, в котором проблемы нравственности, морали, политики решались на глубокой социальной основе. На первый взгляд кажется, что и горьковский роман написан в тех же традициях. В самом деле, и назван роман по семейному признаку, и основные герои связаны родственными узами. Однако родство Павла и Ниловны приобретает новое качество. Оставаясь родством обыкновенным, в прямом значении этого слова, оно обогащается чувствами, рожденными общностью помыслов и дел. Читатель вполне разделяет волнение Павла, сказавшего: «Когда человек может назвать мать свою и по духу родной — это редкое счастье!»
Непрерывность сюжета романа определяется, таким образом, духовным родством матери и сына. Однако этим не исчерпывается проблема взаимосвязей персонажей произведения. Дело, за которое борются центральные герои,— дело общенародное, и к нему приобщаются все более широкие массы рабочих, крестьян, передовой интеллигенции. В романе показаны соратники Павла, его друзья, учителя. Их объединяет общая борьба, и в этом отношении нет различия между Павлом, Андреем Находкой, Наташей, Егором Ивановичем и т. д. Но каждый из них — яркая индивидуальность, своеобразная натура, особый характер.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…