Новая общественная политическая атмосфера во Франции 70 — 80-х годов cпособствовала реализации поставленных задач. В этот период ее университетская историческая наука развивалась на основе методологических принципов позитивизма, изложенных О. Кон-том еще в 30-е годы. Вера О, Крита в разум как творца истории и инструмент ее познания, в.позитивную науку, которая должна основывать свои выводы на точных и проверенных фактах, означала для историков, разделявших позитивистские принципы, всестороннее и полное использование архивных документов в соответствии с кругом научных интересов.
В. условиях, когда впервые были открыты архивы многих министерств, началось
[smszamok]
изучение департаментских архивов и архивов Ватикана, Ш.-В. Ланглуа и III Сеньобос вслед за Э. Бернхаймом, исходя из методологических позиций позитивизма, разработали принципы источниковедения.
Целый ряд сформулированных ими строгих правил аналитической работы, методики исследования, как и методологических под-
ходов, имеют общенаучное значение. В российской историографии советского периода среди таковых отмечались следующие: отстаивание тезиса об индивидуальности и специфичности исторических явлений, их зависимости от места и времени; требование максимально точного описания фактов, как «объективного и единственного источника исторических знаний»; познавательный оптимизм; признание (и абсолютизация) идеи эволюции и в связи с этим применение генетического принципа при изучении исторических событий, явлений, учреждений; перенесение акцента с деятельности выдающихся личностей на действия масс, с индивидуальной психологии на коллективную; сосредоточенность на процессах структурного характера, в противовес событийно-повествовательным построениям провиденциального историзма.
Однако «дрожащая осторожность побежденных в 1871 г.» вынуждала историков Франции ограничительно использовать идейно-теоретический арсенал позитивизма. Они принципиально отказывались от выводов и обобщений в своих работах, услуг философии истории, поисков закономерностей, причин (а если и искали исторического объяснения, то отвечали на вопрос «как», а не «почему»), считая эти проблемы делом будущих поколений ученых. Теория прогресса для них была «метафизической гипотезой», сама история — субъективной наукой, а ее уроки — устаревшей иллюзией. Исторический процесс они объясняли взаимодействием равноправных факторов — экономического, политического, культурного, идеологического, расового и т. д. Позитивистский историзм не делал различия между методами естественных наук и гуманитарных, абсолютизируя первые; это проистекало из контовской классификации наук по предмету изучения и унифицировавшей все науки.
В российской историографии советского периода, в частности в трудах О. Л. Вайнштейна, М. А. Барга, позитивистская историография рассматривалась как подготовительный этап дальнейшего развития исторических исследований. Между ограничительностью использования позитивистских методологических идей и особенностями разработки конкретных проблем в науке последней трети XIX в. существовала тесная взаимосвязь.
Острота социально-политического положения Франции после событий 1870 — 1871 гг. делали приоритетным для историков изучение политического опыта революции 1789 р. И профессионально, и организационно ее исследование было поднято на качественно новый уровень, благодаря леволиберальному историку А. Олару, его журналу и школе. С изучения политического аспекта истории Французской революции начинал свой творческий путь ученик А. Олара — будущий академик П. Ренувен.
Специфика осмысления Французской революции методологически объяснялась слабыми сторонами позитивистского историзма, уровнем понимания проблем эпистемологии исторического знания, исторического синтеза, верой в возможность его достижения на основе анализа одного ряда однотипных явлений: применительно к школе А. Олара — на основе анализа только политической истории. Историография постсоветского периода, продолжая критическое переосмысление концепций ученого, тем не менее солидаризуется с ним в оценке деятельности Ж. Дантона, олицетворявшего идеи реформистского, мирного, либерального в своей основе пути преобразования страны.
В развитии исторической науки и исторической мысли во Франции, России и Украине с 70-х годов XIX в. и в начале XX в. были общие и особенные черты. Общие определялись историзмом исторического сознания эпохи, которая обусловливает структуру знаний людей о мире и о себе, как субъектах истории.
Промышленный переворот и новый уровень социальных запросов в России, так же как и во Франции, имели следствием укрепление профессионализации науки. Господствующим направлением политической и исторической мысли в обеих странах был либерализм, который содержал «в зародыше и отражение общечеловеческих интересов», а теоретико-методологические принципы позитивизма, разъясненные для историков Э. Бернхаймом, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобосом, стали общепризнанными и в среде российских ученых. Однако российский позитивизм был отличен от французского. Сложность проблем российского общества быстрее, чем на Западе, вызвала в ее науке следующие изменения: она раньше и глубже подверглась влиянию марксизма, а также молодой тогда науки — социологии, хотя более слабым оставалось влияние неокантианства.
По вопросу о времени, этапах, сущностных характеристиках кризиса исторической науки России рассматриваемого периода в российской историографии имеются две основные точки зрения, которым, на наш взгляд, свойственна тенденция к сближению. Большинство ученых ныне связывают глубинное содержание кризиса не с эволюцией позитивизма, а с кардинальным разрывом с ним и заменой его принципов неокантианскими. Это произошло после революции 1905 г. и нашло наиболее яркое отражение в исследованиях видного русского ученого — А. С. Лаппо-Данилевского. Изменение и усложнение условий существования человека в XX а, кризис в естествознании, заострили внимание науки на эпистемологических проблемах исторического знания, разработкой которых занялась неокантианская баденская школа. Ее представители — В. Виндель-банд и Г. Риккерт — дали новую классификацию наук, разделив их на две основные категории — науки естественные (номотетичеСкие), способные наблюдать повторяемые явления и устанавливать общие понятия, законы, и науки о культуре (идеографические), описательные — о специфичном, единичном.
[/smszamok]
Впервые в истории мысли это была классификация по методу, используемому науками. За историей, как наукой о культуре, не признавалась способность формировать абстракции, устанавливать законы, но она должна была ставить эти проблемы, прибегая к услугам философии. Формируя общие понятия категории, наука с помощью этих логических конструкций систематизирует историческую реальность, упрощает и преобразовывает ее. Неокантианский историзм, поставив проблему границ человеческого разума, ввел в теорию познания понятие релятивизма, признал зависимость познаваемости объектов науки от познающего субъекта, который производит отбор исторических, явлений, соотнося их с культурными ценностями эпохи.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…