Нефтедобывающая промышленность XX ст.

В начале XX ст. нефтедобывающая промышленность испытала технической реконструкции. Были закрыты небольшие колодцы, ямы, начали бурить буровые скважины глубиной свыше 1000 г. Мощность паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания в Дрогобицком и Станиславскому горных округах достигла в 1910 p. около 20 тыс., а в 1913 p. — почти 50 тыс. к.с. Накануне первой мировой войны в нефтедобывающей промышленности использовалось значительно больше паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания, чем во всех других областях промышленности в целом. Вследствие применения бурильной техники возрастала добыча нефти. В 70-х годах он составлял 20-С тыс. т на год, в 80-х годах — 40-70 тыс., в 1900 p. — свыше 325 тыс., а в 1909 p. — больше 2050 тыс. т. Позднее он уменьшился, тем не менее оставался довольно высоким и в 1913 г. составлял 1,1 млн. т. Более всего нефти добывали в районах Борислава и Дрогобыча.

Галичская нефть перерабатывалась на австрийских и венгерских нефтеперегонных заводах. На протяжении нескольких лет австро-венгерское правительство вообще не разрешало строить нефтеперегонные заводы в Восточной Галиции. На вывозную неочищенную нефть ввели низшие пошлины, чем на вывозные нефтепродукты, поощряя так [rkey]нефтедобычу и ограничивая переработку нефти на местах. В 1905 p. в Западной Украине ее очищалось лишь 33,7 %, тогда как в австрийских провинциях, которые не имели собственной нефти, — 42,5 %. Это был один из проявлений торможения монархией Габсбургов развития промышленности колоний — Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Добыча каменной и кухонной соли в Галиции в 1861 p. составлял 65 тыс. т, в 1900 p.— 145 тыс., в 1908 p. — свыше 1800 тыс. т. Западная Украина давала 64 % добычи соли в Австро-Венгрии. Добыча соли было государственной монополией. Правительство устанавливало на нее высокие цены, и большинство крестьян страдало от «соляного голода». С 80-конца х лет XIX ст. в районе Карпат быстро начала развиваться лесопильная промышленность. В конце XIX ст. ежегодная рубка леса здесь достигла больше 6 млн м2. Почти 2/3 его представляло деловое дерево, подавляющее большинство которой вывозилась за границы края. В начале XX ст. Галиция ежегодно экспортировала 80-85 тыс. вагонов лесоматериалов. Мощность паровых двигателей на галичских лесопильнях, которая в 1870 p. не превышала 120 к.с., в 1885 p. достигла 1,6 тыс., а в 1890 p. — 2,2 тыс. к.с. Это составляло 2/5 мощности всех паровых двигателей перерабатывающей промышленности края. Еще больше усилилось развитие лесопиления на рубеже XIX—XX ст. На западноукраинских землях в то время действовало около 100 лесопильных заводов, на каждом из которых работало больше чем 20 чел.

Темпы роста мебельного производства и других областей деревообрабатывающей промышленности были очень медленными. Иностранный капитал не обнаруживал в их развитии, поскольку для этого нужны были значительные капиталовложения. Поэтому в Западную Украину приходилось ввозить готовые изделия из дерева. Даже кадки для пива в этот регион поставлялись из Чехии и Америки. Незначительные изменения состоялись в большинстве областей пищевой промышленности региона. К 70-середины х лет большая сахароварня в Толкователе и меньшая в Устье прекратили производство. Лишь в конце XIX ст. возникли два сахарных завода на Буковине. В 1913 p. начал работать сахарный завод в галичском городе Ходорове. В начале XX ст. на западноукраинских землях действовало 5 больших государственных табачных фабрик (четыре в Восточной Галиции и одна на Закарпатье). Австро-венгерское правительство и здесь проявило свое колонизаторское лицо. Западноукраинские фабрики лишь незначительной мерой обеспечивали местные нужды в табачных изделиях и преобладающая часть их завозилась из центральных районов монархии Габсбургов.

Продукция легкой промышленности западноукраинских земель не могла успешно конкурировать с австрийскими, венгерскими и заграничными промышленными изделиями и через это развивалась медленно. Отставало, в частности, текстильное производство. Так, в Восточной. Галиции в конце XIX — в начале XX ст. действовало лишь несколько текстильных предприятий. На наибольших из них было занято по несколько десятков рабочих. В первом десятилетии XX ст. в нефтяной промышленности ускорился процесс концентрации предприятий. Количество их с 344 в 1907 p. (Сократилась до 254 в 1910 p. Наибольшие 15 предприятий вырабатывали 75 % нефти, которая добывалась в Галиции. В деревообрабатывающей промышленности Закарпатья с 1882 p. действовал синдикат «Мундус». Акционерный капитал синдиката представлял в 1910 p. С млн, а в 1916 p. — 7,3 млн крона. Наибольший химический завод в Сваляв, построенный в 1910— 1911 pp., принадлежал будапештской компании «Сольва», акционерами которой кроме австрийских были английские, французские и американские предприниматели. Создав банки, акционерные общества, концерны и другие монополистические объединения, иностранные предприниматели овладели основными областями промышленности Западной Украины, прежде всего нефтяной. Сначала господствующее положение в ней принадлежало австрийским предпринимателям, но с начала XX ст. начал поступать немецкий капитал, а со временем американский и английский капиталы. В 1911 p. английским капиталистам лишь в Бориславе принадлежала 71 буровая скважина с 363, которые давали 1/4 нефтедобычи Бориславского бассейна. В 1912 p. немецкие и английские фирмы объединились в концерн, который сосредоточил в своих руках 1/3 добычи нефти в бассейне, завладел всеми нефтепроводами этого района, четырьмя с семы большими нефтеперерабатывающими заводами. В 1913 p. в нефтяную промышленность Прикарпатья начал усиленно проникать и французский капитал. Накануне первой мировой войны вложенный в нефтедобывающую промышленность Прикарпатья капитал оценивался в 310 млн австрийских крон, из них почти 1/3 приходилась на австрийский капитал, 1/5 — на английский, по 12-15 % — на немецкий, французский и местный галичский, по 2 % — на американский и бельгийский.

Австрийский капитал занимал ведущие позиции в лесопильной и деревообрабатывающей областях промышленности. Иностранные предприниматели скупали на западноукраинских землях тысячи гектаров леса. Хищническая разработка лесных массивов приводила к уменьшению их площадей. Лишь за 1912 p. они сократились больше чем,на 1 100 га. С начала XX ст. австро-венгерская промышленность, в которой преобладали картелей, особенно назойливо начала диктовать свою волю западноукраинской экономике. Картели поглощали в Восточной Галиции все предприятия, существование которых было для них нежелательным. Почти невозможным было строительство новых фабрик и заводов, если это противоречило интересам соответствующих монопольных объединений. Развитие промышленности, рост внутреннего рынка на западноукраинских землях нуждались в усовершенствовании путей соединения. Тем не менее власти не спешили с их строительством. Строительство железных дорог, как и в предыдущие десятилетия, велось преимущественно из стратегических соображений. На протяжении 1870—1910 pp. железнодорожная сеть во всей Галиции выросшая на 1430 км. В 1910 p. она составляла 4120 км. Несмотря на это, западноукраинские земли были хуже обеспеченные железными дорогами, чем развитые страны Европы, а также западные провинции Австро-Венгрии. В 1900 p. в Галиции на 1 тыс. км2 территории приходилось всего 45,7 км железных дорог, а на Буковине — 46,6, тогда как в Нижней Австрии — 98,8, а в Богемии — 114,1 км. В конце XIX ст. протяжность железных дорог на Закарпатье составляла 500 км (3,3 % всех железнодорожных линий Венгрии).

Тенденциозное отношение австро-венгерских правительственных и финансовых кругов к нуждам экономического развития западноукраинских земель оказывалось и в железнодорожно-тарифной политике. На первом промышленном съезде в Кракове в 1901 p. указывалось, что и государственные, и частные железные дороги своей системой транспортных тарифов поставили западноукраинские предприятия в неодинаковое положение сравнительно со своими австро-венгерскими конкурентами. Экономическая отсталость западноукраинских земель обозначалась на социальной структуре населения. Больших городов было немного. На 40-начала х лет XIX ст. свыше 10 тыс. чол. имели, кроме Львова (61 тыс. чол. в 1850 p.), лишь 8 мост — Броды (18 тыс.), Тернополь (18 тыс.), Черновцы, Дрогобыч, Станислав, Самбір, Коломыя и Перемишль (по 10-12 тыс.).
[/rkey]
Наибольшие города Закарпатья — Ужгород, Мукачево, Марамош, Сигет — насчитывали 40-в конце х лет по 6-7 тыс. чел.  В конце XIX — в начале XX ст. возросло городское население Западной Украины. Так, количество жителей 19 галичских городов на протяжении 1880—1910 pp. увеличилась на 62,8 %. В 1880 p. доля жителей городов во всем населении составляла 17,1,ав 1910г. — 19,8%. Наибыстрее возрастало население Львова. Если взять 1850 p. за 100, то в 1910 p. население города увеличилось на 286,5 %.
В целом населения западноукраинских городов возрастало в сравнительно небольших величинах, которое присущий аграрным провинциям. Так, на Закарпатье на протяжении 1869—1910 pp. городское население увеличилось на 71 %, тогда как все население возросло на 45 %.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago