Нефтедобывающая промышленность XX ст.

В начале XX ст. нефтедобывающая промышленность испытала технической реконструкции. Были закрыты небольшие колодцы, ямы, начали бурить буровые скважины глубиной свыше 1000 г. Мощность паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания в Дрогобицком и Станиславскому горных округах достигла в 1910 p. около 20 тыс., а в 1913 p. — почти 50 тыс. к.с. Накануне первой мировой войны в нефтедобывающей промышленности использовалось значительно больше паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания, чем во всех других областях промышленности в целом. Вследствие применения бурильной техники возрастала добыча нефти. В 70-х годах он составлял 20-С тыс. т на год, в 80-х годах — 40-70 тыс., в 1900 p. — свыше 325 тыс., а в 1909 p. — больше 2050 тыс. т. Позднее он уменьшился, тем не менее оставался довольно высоким и в 1913 г. составлял 1,1 млн. т. Более всего нефти добывали в районах Борислава и Дрогобыча.

Галичская нефть перерабатывалась на австрийских и венгерских нефтеперегонных заводах. На протяжении нескольких лет австро-венгерское правительство вообще не разрешало строить нефтеперегонные заводы в Восточной Галиции. На вывозную неочищенную нефть ввели низшие пошлины, чем на вывозные нефтепродукты, поощряя так [rkey]нефтедобычу и ограничивая переработку нефти на местах. В 1905 p. в Западной Украине ее очищалось лишь 33,7 %, тогда как в австрийских провинциях, которые не имели собственной нефти, — 42,5 %. Это был один из проявлений торможения монархией Габсбургов развития промышленности колоний — Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Добыча каменной и кухонной соли в Галиции в 1861 p. составлял 65 тыс. т, в 1900 p.— 145 тыс., в 1908 p. — свыше 1800 тыс. т. Западная Украина давала 64 % добычи соли в Австро-Венгрии. Добыча соли было государственной монополией. Правительство устанавливало на нее высокие цены, и большинство крестьян страдало от «соляного голода». С 80-конца х лет XIX ст. в районе Карпат быстро начала развиваться лесопильная промышленность. В конце XIX ст. ежегодная рубка леса здесь достигла больше 6 млн м2. Почти 2/3 его представляло деловое дерево, подавляющее большинство которой вывозилась за границы края. В начале XX ст. Галиция ежегодно экспортировала 80-85 тыс. вагонов лесоматериалов. Мощность паровых двигателей на галичских лесопильнях, которая в 1870 p. не превышала 120 к.с., в 1885 p. достигла 1,6 тыс., а в 1890 p. — 2,2 тыс. к.с. Это составляло 2/5 мощности всех паровых двигателей перерабатывающей промышленности края. Еще больше усилилось развитие лесопиления на рубеже XIX—XX ст. На западноукраинских землях в то время действовало около 100 лесопильных заводов, на каждом из которых работало больше чем 20 чел.

Темпы роста мебельного производства и других областей деревообрабатывающей промышленности были очень медленными. Иностранный капитал не обнаруживал в их развитии, поскольку для этого нужны были значительные капиталовложения. Поэтому в Западную Украину приходилось ввозить готовые изделия из дерева. Даже кадки для пива в этот регион поставлялись из Чехии и Америки. Незначительные изменения состоялись в большинстве областей пищевой промышленности региона. К 70-середины х лет большая сахароварня в Толкователе и меньшая в Устье прекратили производство. Лишь в конце XIX ст. возникли два сахарных завода на Буковине. В 1913 p. начал работать сахарный завод в галичском городе Ходорове. В начале XX ст. на западноукраинских землях действовало 5 больших государственных табачных фабрик (четыре в Восточной Галиции и одна на Закарпатье). Австро-венгерское правительство и здесь проявило свое колонизаторское лицо. Западноукраинские фабрики лишь незначительной мерой обеспечивали местные нужды в табачных изделиях и преобладающая часть их завозилась из центральных районов монархии Габсбургов.

Продукция легкой промышленности западноукраинских земель не могла успешно конкурировать с австрийскими, венгерскими и заграничными промышленными изделиями и через это развивалась медленно. Отставало, в частности, текстильное производство. Так, в Восточной. Галиции в конце XIX — в начале XX ст. действовало лишь несколько текстильных предприятий. На наибольших из них было занято по несколько десятков рабочих. В первом десятилетии XX ст. в нефтяной промышленности ускорился процесс концентрации предприятий. Количество их с 344 в 1907 p. (Сократилась до 254 в 1910 p. Наибольшие 15 предприятий вырабатывали 75 % нефти, которая добывалась в Галиции. В деревообрабатывающей промышленности Закарпатья с 1882 p. действовал синдикат «Мундус». Акционерный капитал синдиката представлял в 1910 p. С млн, а в 1916 p. — 7,3 млн крона. Наибольший химический завод в Сваляв, построенный в 1910— 1911 pp., принадлежал будапештской компании «Сольва», акционерами которой кроме австрийских были английские, французские и американские предприниматели. Создав банки, акционерные общества, концерны и другие монополистические объединения, иностранные предприниматели овладели основными областями промышленности Западной Украины, прежде всего нефтяной. Сначала господствующее положение в ней принадлежало австрийским предпринимателям, но с начала XX ст. начал поступать немецкий капитал, а со временем американский и английский капиталы. В 1911 p. английским капиталистам лишь в Бориславе принадлежала 71 буровая скважина с 363, которые давали 1/4 нефтедобычи Бориславского бассейна. В 1912 p. немецкие и английские фирмы объединились в концерн, который сосредоточил в своих руках 1/3 добычи нефти в бассейне, завладел всеми нефтепроводами этого района, четырьмя с семы большими нефтеперерабатывающими заводами. В 1913 p. в нефтяную промышленность Прикарпатья начал усиленно проникать и французский капитал. Накануне первой мировой войны вложенный в нефтедобывающую промышленность Прикарпатья капитал оценивался в 310 млн австрийских крон, из них почти 1/3 приходилась на австрийский капитал, 1/5 — на английский, по 12-15 % — на немецкий, французский и местный галичский, по 2 % — на американский и бельгийский.

Австрийский капитал занимал ведущие позиции в лесопильной и деревообрабатывающей областях промышленности. Иностранные предприниматели скупали на западноукраинских землях тысячи гектаров леса. Хищническая разработка лесных массивов приводила к уменьшению их площадей. Лишь за 1912 p. они сократились больше чем,на 1 100 га. С начала XX ст. австро-венгерская промышленность, в которой преобладали картелей, особенно назойливо начала диктовать свою волю западноукраинской экономике. Картели поглощали в Восточной Галиции все предприятия, существование которых было для них нежелательным. Почти невозможным было строительство новых фабрик и заводов, если это противоречило интересам соответствующих монопольных объединений. Развитие промышленности, рост внутреннего рынка на западноукраинских землях нуждались в усовершенствовании путей соединения. Тем не менее власти не спешили с их строительством. Строительство железных дорог, как и в предыдущие десятилетия, велось преимущественно из стратегических соображений. На протяжении 1870—1910 pp. железнодорожная сеть во всей Галиции выросшая на 1430 км. В 1910 p. она составляла 4120 км. Несмотря на это, западноукраинские земли были хуже обеспеченные железными дорогами, чем развитые страны Европы, а также западные провинции Австро-Венгрии. В 1900 p. в Галиции на 1 тыс. км2 территории приходилось всего 45,7 км железных дорог, а на Буковине — 46,6, тогда как в Нижней Австрии — 98,8, а в Богемии — 114,1 км. В конце XIX ст. протяжность железных дорог на Закарпатье составляла 500 км (3,3 % всех железнодорожных линий Венгрии).

Тенденциозное отношение австро-венгерских правительственных и финансовых кругов к нуждам экономического развития западноукраинских земель оказывалось и в железнодорожно-тарифной политике. На первом промышленном съезде в Кракове в 1901 p. указывалось, что и государственные, и частные железные дороги своей системой транспортных тарифов поставили западноукраинские предприятия в неодинаковое положение сравнительно со своими австро-венгерскими конкурентами. Экономическая отсталость западноукраинских земель обозначалась на социальной структуре населения. Больших городов было немного. На 40-начала х лет XIX ст. свыше 10 тыс. чол. имели, кроме Львова (61 тыс. чол. в 1850 p.), лишь 8 мост — Броды (18 тыс.), Тернополь (18 тыс.), Черновцы, Дрогобыч, Станислав, Самбір, Коломыя и Перемишль (по 10-12 тыс.).
[/rkey]
Наибольшие города Закарпатья — Ужгород, Мукачево, Марамош, Сигет — насчитывали 40-в конце х лет по 6-7 тыс. чел.  В конце XIX — в начале XX ст. возросло городское население Западной Украины. Так, количество жителей 19 галичских городов на протяжении 1880—1910 pp. увеличилась на 62,8 %. В 1880 p. доля жителей городов во всем населении составляла 17,1,ав 1910г. — 19,8%. Наибыстрее возрастало население Львова. Если взять 1850 p. за 100, то в 1910 p. население города увеличилось на 286,5 %.
В целом населения западноукраинских городов возрастало в сравнительно небольших величинах, которое присущий аграрным провинциям. Так, на Закарпатье на протяжении 1869—1910 pp. городское население увеличилось на 71 %, тогда как все население возросло на 45 %.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago