Слова в устной речи складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками (буквами). Однако не каждый звук или комплекс звуков воспринимается нами как слово. Он лишь в том случае осознается нами как слово, если имеет определенное значение, которое, по выражению Р. А. Будагова, «составляет «душу» самого слова»1. Так, не вызывает сомнения, что сочетания звуков роща, рота, роза — слова, потому что каждое из них имеет значение: роща — небольшой, обычно лиственный лес, рота —соединение, входящее в состав батальона, роза — кустарниковое растение с крупными душистыми цветами красных, белых, розовых или желтых тонов. А сочетания звуков, например «рола», «рофа» или «рода», похожие на эти слова, не имеют значения, поэтому их нельзя признать словами.

Значения в разных группах слов проявляются не одинаково. Самостоятельные слова

[smszamok]

(их называют также знаменательными, полнозначными): существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные — характеризуются тем, что, вызывая в сознании образы и понятия, называют различные предметы страна, народ, поколение, признаки (необъятная, беспокойный), действия (любить, хранить, строить) и т. д.

В языке есть и такие слова, которые не служат названиями. Этого лишены, например, местоимения, которые являются только’ словами-указаниями и употребляются вместо имен. Так, если на вопрос «Что там находится?» мы ответим: «Она», нас никто не поймет, потому что местоимение она может заменять любое существительное женского рода (деревня, стройка, роща, станция и т. п.). Никаких вещей, явлений, событий, признаков, процессов не называют и служебные слова  (предлоги, союзы, частицы), они обладают не лексическим, а грамматическим значением. Это, как выразился А. А. Реформатский, «слова-сопроводители, это грамматические помощники знаменательных слов». Основное назначение междометий — быть признаками для обозначения различных эмоциональных и волевых переживаний, но не для их называния. Испытывая боль, мы можем произнести слова ой или ох, но этими словами мы не называем понятия «боль», а лишь выражаем это чувство.  Основную массу лексики русского языка составляют слова самостоятельные, слова, обладающие лексическим значением. Такие слова и привлекаются для работы с младшими школьниками. На занятиях по этой теме ученики узнают, что словом может быть названо такое сочетание звуков, которое имеет значение. Второклассникам дается также понятие о том, как важно знать смысл слова для понимания содержания прочитанного или услышанного.

Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Проведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от неслов. На доске записываются конец и начало некоторых слов. Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

  • … от (к, ж, р, п, ф)     со … (б, к, м, щ, р)
  • … ара (г, ж, ф, п, р)   сто … (л, г, ж, н, т)
  • … арта  (в, д, к, с, п)  поро … (г, х, с, б, ф)

Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет.

  • Выполните небольшое задание «Пятый лишний». На доске
  • в три столбика записаны слова:
  • ком     бок      рой
  • кол      бощ     рог
  • коф      боб      ров
  • кот      бор      рот
  • кок      бот      рор

Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике. Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними? Что означают слова: кок, бор, бот, ров»? Учитель показывает также, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков. Для работы используется стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

  • Что за ли?
  • Что за мон?
  • В звуках нету смысла.
  • Но едва шепнут;
  • — Лимон… —
  • Сразу станет кисло.

Затем проводится игра-соревнование «Составь слово». На доске в два ряда записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-; -на, -рец, -пуста, -за, -липа, -дор, -фель. Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради. Занятие заканчивается чтением стихотворения-шутки Н. Кончаловской «Про овощи».

  • Жил один садовод,
  • Он развел огород,
  • Приготовил старательно грядки.
  • Но мама подходит И смотрит с улыбкой:
  • Ведь это «как будто», Но только с  ошибкой!
  • Так вот что такое
  • Кабутта, кабутта
  • Ведь это простое
  • «Как будто», «как будто».
  • Н. Слепакова

НЕЗНАКОМОЕ СЛОВО. Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает. В комнате тихо. Слышно, как тикает на комоде будильник. Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает:

—        Вера, что такое «байбак»? Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь… пока найдешь то, что нужно. «Может, слово станет понятным из всей фразы»,— думает Вера и просит сестру:

—        Прочитай все предложение. Наташа читает:

—        «Он был байбаком».

«Нет, из фразы ничего не ясно»,— вздыхает Вера.— А вставать с дивана, па котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит:

—        Это старое слово… ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и  называли байбаками.

—        Спасибо,— благодарит Наташа и продолжает читать. И довольная Вера жмурится и натягивает себе на ноги пушистое одеяло. Кончив читать, Наташа берет книгу, надевает пальто и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая, расстроенная. Вера все еще лежит на диване. Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей:

—        Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин!

—        При чем здесь «байбак»?—смеется Вера, но недовольное лицо сестренки заставляет ее насторожиться. «Надо все-таки посмотреть, что означает это слово,— думает Вера,— почему она так назвала меня?» Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено. «Байбак — небольшой грызун из семейства беличьих»,— читает Вера и удивленно пожимает плечами; но вот еще одно значение этого слова: «Байбаком  называют неповоротливых, ленивых, не желающих  работать людей». Старшая  сестра  закрывает словарь  и  чувствует,  как лицо  ее  заливает румянец стыда.
[/smszamok]

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago