Слова в устной речи складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками (буквами). Однако не каждый звук или комплекс звуков воспринимается нами как слово. Он лишь в том случае осознается нами как слово, если имеет определенное значение, которое, по выражению Р. А. Будагова, «составляет «душу» самого слова»1. Так, не вызывает сомнения, что сочетания звуков роща, рота, роза — слова, потому что каждое из них имеет значение: роща — небольшой, обычно лиственный лес, рота —соединение, входящее в состав батальона, роза — кустарниковое растение с крупными душистыми цветами красных, белых, розовых или желтых тонов. А сочетания звуков, например «рола», «рофа» или «рода», похожие на эти слова, не имеют значения, поэтому их нельзя признать словами.

Значения в разных группах слов проявляются не одинаково. Самостоятельные слова

[smszamok]

(их называют также знаменательными, полнозначными): существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные — характеризуются тем, что, вызывая в сознании образы и понятия, называют различные предметы страна, народ, поколение, признаки (необъятная, беспокойный), действия (любить, хранить, строить) и т. д.

В языке есть и такие слова, которые не служат названиями. Этого лишены, например, местоимения, которые являются только’ словами-указаниями и употребляются вместо имен. Так, если на вопрос «Что там находится?» мы ответим: «Она», нас никто не поймет, потому что местоимение она может заменять любое существительное женского рода (деревня, стройка, роща, станция и т. п.). Никаких вещей, явлений, событий, признаков, процессов не называют и служебные слова  (предлоги, союзы, частицы), они обладают не лексическим, а грамматическим значением. Это, как выразился А. А. Реформатский, «слова-сопроводители, это грамматические помощники знаменательных слов». Основное назначение междометий — быть признаками для обозначения различных эмоциональных и волевых переживаний, но не для их называния. Испытывая боль, мы можем произнести слова ой или ох, но этими словами мы не называем понятия «боль», а лишь выражаем это чувство.  Основную массу лексики русского языка составляют слова самостоятельные, слова, обладающие лексическим значением. Такие слова и привлекаются для работы с младшими школьниками. На занятиях по этой теме ученики узнают, что словом может быть названо такое сочетание звуков, которое имеет значение. Второклассникам дается также понятие о том, как важно знать смысл слова для понимания содержания прочитанного или услышанного.

Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Проведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от неслов. На доске записываются конец и начало некоторых слов. Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

  • … от (к, ж, р, п, ф)     со … (б, к, м, щ, р)
  • … ара (г, ж, ф, п, р)   сто … (л, г, ж, н, т)
  • … арта  (в, д, к, с, п)  поро … (г, х, с, б, ф)

Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет.

  • Выполните небольшое задание «Пятый лишний». На доске
  • в три столбика записаны слова:
  • ком     бок      рой
  • кол      бощ     рог
  • коф      боб      ров
  • кот      бор      рот
  • кок      бот      рор

Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике. Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними? Что означают слова: кок, бор, бот, ров»? Учитель показывает также, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков. Для работы используется стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

  • Что за ли?
  • Что за мон?
  • В звуках нету смысла.
  • Но едва шепнут;
  • — Лимон… —
  • Сразу станет кисло.

Затем проводится игра-соревнование «Составь слово». На доске в два ряда записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-; -на, -рец, -пуста, -за, -липа, -дор, -фель. Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради. Занятие заканчивается чтением стихотворения-шутки Н. Кончаловской «Про овощи».

  • Жил один садовод,
  • Он развел огород,
  • Приготовил старательно грядки.
  • Но мама подходит И смотрит с улыбкой:
  • Ведь это «как будто», Но только с  ошибкой!
  • Так вот что такое
  • Кабутта, кабутта
  • Ведь это простое
  • «Как будто», «как будто».
  • Н. Слепакова

НЕЗНАКОМОЕ СЛОВО. Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает. В комнате тихо. Слышно, как тикает на комоде будильник. Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает:

—        Вера, что такое «байбак»? Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь… пока найдешь то, что нужно. «Может, слово станет понятным из всей фразы»,— думает Вера и просит сестру:

—        Прочитай все предложение. Наташа читает:

—        «Он был байбаком».

«Нет, из фразы ничего не ясно»,— вздыхает Вера.— А вставать с дивана, па котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит:

—        Это старое слово… ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и  называли байбаками.

—        Спасибо,— благодарит Наташа и продолжает читать. И довольная Вера жмурится и натягивает себе на ноги пушистое одеяло. Кончив читать, Наташа берет книгу, надевает пальто и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая, расстроенная. Вера все еще лежит на диване. Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей:

—        Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин!

—        При чем здесь «байбак»?—смеется Вера, но недовольное лицо сестренки заставляет ее насторожиться. «Надо все-таки посмотреть, что означает это слово,— думает Вера,— почему она так назвала меня?» Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено. «Байбак — небольшой грызун из семейства беличьих»,— читает Вера и удивленно пожимает плечами; но вот еще одно значение этого слова: «Байбаком  называют неповоротливых, ленивых, не желающих  работать людей». Старшая  сестра  закрывает словарь  и  чувствует,  как лицо  ее  заливает румянец стыда.
[/smszamok]

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago