Народность, как элемент стилизации в поэтике Пушкина

Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под так называемый «народный язык» и не как новое воспроизведение старых мотивов народных сказок, былин и песен, но как подлинное и глубокое проникновение в народную душу, показ этой народной души не извне, а как бы изнутри ее, народность в таком именно ее понимании начинает все глубже и органичнее проникать  в  пушкинскую  лирику.

Начало этого процесса восходит к годам Михайловской ссылки поэта и к тому миру образов народной жизни и народного творчества, который окружал Пушкина в то время. Стихия народного творчества повседневно давала о себе знать то в песнях и сказаниях слепцов и странников у ворот Святогорского монастыря, то в старинном обряде крестьянской свадьбы, то В сказках няни. Позднее Пушкин вспоминал о них:

  • Мастерица ведь была
  • И откуда что брала.
  • А куды разумны шутки,
  • Приговорки, прибаутки,
  • Небылицы, былины,
  • Православной старины!..
  • Слушать, так душе отрадно,
  • И не пил бы и не ел,
  • Все бы слушал да сидел.
  • Кто придумал их так ладно?

Сказки и песни, записанные Пушкиным в Михайловском, не только воспринимались им в их эстетической значимости, но и раскрывали основные черты русского народного характера и русской национальной истории. Замечательным   примером   проникновения   Пушкина в самый дух  народной жизни, в самую сущность   русского национального характера может служить знаменитая  пушкинская  «Сказка о  мертвой  царевне  и   о  семи богатырях»,   написанная   поэтом   в   1833   году.   Выдающийся знаток русского языка и русской простонародной речи академик А.  С. Орлов так  писал о степени  проникновения Пушкина в этой сказке в самую глубинную сущность народного быта: «Пушкин заметил, что поэтический   язык   фольклора   точно   соответствует   бытовой ситуации, реальным чертам жизни и характерным представлениям простонародья.. .  Для  показания  характерности народных представлений и соответствия  им лексической семантики  в пушкинском фольклоре приведем эпизод   из   «Сказки   о   мертвой    царевне».    Брошенная в лесной глуши царевна набрела на терем: Ей навстречу лес, залая, Прибежал та смолк, играя (потому  что  девушке из   хорошего  дома  угрожать  ему было незачем).

  • В ворота вошла она.
  • На подворье тишина.
  • Пес бежит за ней ласкаясь,
  • А царевна, подбироясь,
  • Поднялася на крыльцо
  • И взялася за кольцо (подбирала платье на лесенке — от собаки, да и по девичьему положению; к двери только прикоснулась).
  • Дверь тихонько отворилась,
  • И царевна очутилась
  • В светлой горнице; кругом
  • Печь с лежанкой изразцовой.
  • Видит девица, что тут
  • Люди  добрые живут
  • (обиход  зажиточного  крестьянского подворья).
  • Дом царевна обошла, Все порядком убрала,
  • (как хозяйственной девушке полагалось, а именно)
  • Засветила богу свечку,
  • Затопила жарко печку,
  • На палати взобралась
  • И тихонько улеглась.

Вернувшиеся хозяева-богатыри удивились порядку в их доме и вызвали неизвестного виновника его показаться обычным в сказках присловьем. Воздействие  народного творчества сыграло в художественном   развитии   Пушкина   совершенно   исключительную   роль.   Оно   помогло   ему   несравненно   глубже, чем это  имело  место у  любого  из   его   современников, поставить и разрешить проблему народности. «Есть образ    мыслей   и   чувствований,— писал    Пушкин,— есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно  какому-нибудь  народу».  Все  это  придает «каждому народу особенную физиономию, которая  более или менее отражается в зеркале поэзии»  (XI, 40). Особенности русского народного склада и характера с этого времени начинают отражаться с особенной силой и красотой «в зеркале поэзии» самого Пушкина.

Пример тому — «Зимний вечер» (1825). Начало стихотворения настолько зрительно -ощутимо воспроизводит бедную обстановку лачужки, где коротает вечер опальный поэт («То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит»), что обращение к старой няне — «моя старушка» — звучит исключительно тепло, как обращение к родному человеку, лишенное какого бы то ни было привкуса барственности и настолько задушевна, так. много в ней искреннего желания развеять свою печаль звуками давно любимых и близких сердцу песен, что она звучит как просьба к родному человеку помочь в  сердечной  тоске,   разделить печаль.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago