Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания (сравнительно со словесным), учителя широко используют в обучении разные виды наглядности. Рассказывая о злаках, о диких и домашних животных, знакомя детей с множествами и операциями с ними, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге, учитель применяет наглядность. Это либо живая натура (колос ржи, ячменя, лист и кора дуба), либо изображение предмета: цветное или теневое, порой даже контурный рисунок. Иногда для более подготовленных учеников дается словесное описание внешнего вида предмета. Конечно, такая помощь очень нужна ребенку для того, чтобы у него сложилось правильное представление о том предмете, который он изучает.
Однако при использовании наглядности учителю необходимо всегда сочетать демонстрируемый предмет (или его изображение) с использованием слова, речи для «препарирования» наглядно данного объекта. Ведь всякая наглядность демонстрирует
[smszamok]
какой-то единичный предмет. Но единичное имеет всегда и общие для всех однородных единичных предметов признаки, и какие-то особенные, частные признаки, присущие только данному единичному экземпляру. У чучела утки одна лапа темнее другой, на картине колоски ржи изображены на переднем плане, а все — на заднем, поэтому первые изображены значительно крупнее вторых, но ведь это различие является случайностью, характерной лишь для данного изображения. Для того чтобы дети увидели в каждом демонстрируемом объекте именно то, что является главным и общим для всех колосьев, для всех уток, и пропустили мелкие частные подробности, учитель своими вопросами и указаниями «ведет» глаз ребенка по воспринимаемому предмету. Без речи же наглядность нема.
Кроме того, в речи учитель фиксирует не только признаки или части предмета, но и характерные особенности каждого единичного предмета: «Какой клюв у утки, где расположены глаза?», «Как расположены зерна в колосе ржи и метелке овса?»
Такое сочетание чувственного и словесного необходимо, чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части — целое. Готовность зрительного, слухового или двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных предметов и явлений, так и целых их комплексов.
В процессе обучения учитель использует практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. Он руководит восприятием, упражняя ребенка в анализе предмета с целью его более полного и осмысленного целостного восприятия.
Накапливая богатый чувственный опыт и овладевая умением его расширять и углублять, ребенок научается воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений и использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности.
Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлевать и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем был бы человек, лишенный памяти, чтобы понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью (такие случаи встречаются, но относятся к сфере патологии), человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры. Он не мог бы накапливать и собственный индивидуальный опыт. Каждый новый день он встречал бы с душой, «чистой как белый лист бумаги». Он ничему не мог бы научиться, ничего не мог бы освоить.
Повседневные обыденные вещи, слова, явления природы он воспринимал бы как ничего не значащие воздействия и не отзывался бы на них, как это свойственно новорожденному младенцу. Процессы запечатления, сохранения и восстановления воспринятого материала составляют три звена единого процесса памяти. Они взаимосвязаны и взаимно обусловлены, так как от того, что и как человек запомнил, зависит и то, что и как он сохраняет своей памятью и что может воспроизвести.
Интерес к природе и механизмам памяти возник очень давно. Великий философ Древней Греции, живший за 4 века до нашей эры, — Аристотель написал специальный труд о работе памяти. С тех пор много раз ученые пытались дать объяснение этой удивительной способности человека. Однако подлинное научное ее объяснение стало возможным лишь с развитием других наук, в частности физиологии высшей нервной деятельности — учения о мозге и его работе. Но до сих пор мы еще на многие вопросы не имеем ответа.
Мы не знаем причин неожиданных «провалов памяти», когда у человека «вертится на языке» хорошо известное, но куда-то вдруг исчезнувшее слово (фамилия человека, название города…), а потом вдруг почему-то оно всплывает… Мы не можем объяснить случаи феноменальной памяти, которая существует у отдельных людей, например, возможность человека, прослушав лишь один раз названные ему в беспорядке 30—50 и даже 70 чисел, без труда и совершенно точно воспроизвести эти числа через 3—5 дней, через месяц, через год и даже через 15 лет. И все же научная мысль и специальные исследования раскрыли важнейшие законы работы памяти. Тем самым люди научились в известной степени управлять этим процессом. Важнейшим достижением биологической науки, в частности физиологии высшей нервной деятельности, явилось учение И. П. Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей — ассоциаций.
Они являются материальной основой памяти и позволяют научно объяснить многие явления запоминания, забывания и воспроизведения воспринятого материала.
Как это было установлено в последние десятилетия, в работе памяти значительную роль играют и сложные биохимические процессы, протекающие в мозгу человека (и животного). Введение в кровь некоторых химических препаратов резко снижает возможность усвоения нового материала и увеличивает быстроту и полноту забывания.
Мысль о роли ассоциаций в работе памяти была первоначально высказана Аристотелем. В настоящее время эти связи понимаются как отражение в мозгу человека тех зависимостей и отношений, которые в действительности существуют в окружающем мире. Эти связи могут быть случайными, например связи временной последовательности отдельных эпизодов в происшедшем событии («Как только прозвучал бой часов, из сада раздался выстрел»). Связи бывают и существенными, отражая действительные зависимости бытия («Сверкнула молния, и за ней послышался удар грома»).
На основе учения об ассоциациях еще психологи XIX в. стали отличать механическую память от логической. Механической памятью называют удержание человеком какого-то материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и между его появлением и какими-то внешними событиями, сопутствовавшими ему. Так, пятилетние дети легко запоминают стихи на иностранном языке. У них легко устанавливаются связи последовательности одного звукового комплекса идущего за другим. Ребята не понимают значения того, что говорят, но слова запомнились цепочкой, и одно слово «по ассоциации» вытягивает за собой из памяти следующее.
Примером такой механической памяти может служить попытка связать какое-нибудь намерение (например, взять из дому библиотечную книгу) с завязыванием узелка на носовом платке. Человек при этом надеется, что, вынув платок и увидь завязанный на нем узелок, он «по ассоциации» вспомнит и о намерении взять книгу. Но искусственность таких связей делает их очень непрочными. Часто, смотря на узелки, человек не может вспомнить, зачем он их завязал. Связи разрушились. Однако нельзя совсем отбросить как ненужные такие связи, которые образуются между образами явлений, совпавших в пространстве или во времени и зафиксировавшихся в виде цепи ассоциаций в сознании человека. Как часто, не имея других средств, человек намеренно вспоминает забытое, воспроизводя даже те случайные обстоятельства, детали, с которыми было связано событие, которое он хочет вспомнить: «Когда же я встретил нашего друга?.. Это было утром; помню, я шел на работу; значит, это не было в воскресенье… и не во вторник, потому что во вторник я работал вечером… значит, это было в понедельник. Помню, что он был без пальто, в одном костюме; значит, было, тепло. А теплые дни установились только с прошлой недели…»
Так, с помощью рассуждений, опираясь на случайно сохранившуюся связь, человек восстанавливает забытое. В отличие от механической памяти логическая, или смысловая, память выступает там, где человек устанавливает между воспринимаемыми явлениями существенные, смысловые связи. Например, взрослый человек запоминает прочитанную им информацию о событиях за рубежом, виденный спектакль, состоявшийся разговор. Он воспроизводит его не слово в слово, в бывшей действительно последовательности, но выделяет главное и основное, оперирует связями причины и следствия, цели действия человека и использованных им средств, его намерения и совершенных поступков и рядом других. Различают кратковременную и долговременную память. Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала. При этом к долговременной памяти обычно относят тот родовой опыт (например, инстинкты), который накопился и закреплен в строении и функции нервной системы многих поколений животных данного вида. Такой родовой опыт обнаруживает только что вылупившийся из яйца утенок. Брошенный в воду, он сразу начинает плавать, т. е. правильно действовать лапками. Чем выше организация и вся жизнедеятельность животного, тем все большую роль в их жизни играет его собственный индивидуальный опыт, накопленный прижизненно каждым детенышем. Ребенок человека тоже пользуется какой-то долей родового опыта. Однако в его развитии и подготовке к жизни как личности решающую роль играет его личный индивидуальный опыт.
Ребенок всему должен научиться в течение своего детства. Продуктивность памяти характеризуется тем богатством знаний, впечатлений, которые составляют содержание человеческого опыта и которым человек может пользоваться в своей разнообразной деятельности. Как это было показано выше , начальным звеном в процессах памяти является процесс восприятия. Для того чтобы что-то сохранять, надо прежде всего его воспринять. Поэтому многие закономерности, изложенные в предыдущей главе, относятся и к характеристике работы памяти. Она имеет такой же ярко выраженный избирательный характер, как внимание и восприятие. Человек не запечатлевает все, что видят его глаза, слышат его уши или ощупывают его пальцы. И мозг человека не сходен с фотографической пластинкой. Человек пропускает сотни предметов, человеческих лиц, обрывков разговора, которые действуют на его нервную систему, но активно запоминает он лишь сотые и тысячные доли всего многообразия существующих предметов и явлений действительности, с которыми встречается. Однако, активно фильтруя, «просеивая» действующие раздражения, он запоминает не столько отдельные предметы, сколько целостные ситуации, картины жизни в тех их деталях, частях и взаимосвязях, которые составляют картину жизни, сохранившуюся в памяти человека.
Интересы человека, его желания, направленность, даже временные заботы или переживания определяют то, что он выбирает и что прочно сохраняет в своей памяти. При этом даже он сам иногда не отдает себе отчета, почему в его памяти удержался именно этот адрес, эта фамилия, а другие — исчезли. Но ведь помнит не память, а живой человек, желания и влечения которого бывают порой неосознанными им самим. Так, например, вожатый, заканчивая свою работу в летнем пионерском лагере, обычно хорошо помнит отдельные яркие события жизни ребят» особенно удавшийся «костер», экскурсию, какой-то случай, может быть довольно мелкий, но показавший ему (вожатому) те хорошие (а порой и тревожные) черты в характере отдельных ребят, которые явились итогом труда всего педагогического коллектива (или его недоработки). Врач того же пионерского лагеря, вспоминая прошедший летний сезон, с удовлетворением вспомнит, насколько ребята физически поправились, какие были трудности с солнечными ваннами и купанием, которое ребята никак не хотели прекращать по требованию медсестры, и другие крупные и мелкие эпизоды, выделившиеся в его деятельности. Восприятие не только «входная дверь» для памяти, существует и обратная зависимость. Сохраненный в памяти материал создает направленность восприятия, установку на его обогащение.
Память имеет величайшее значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Так, без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Ведь если ученик не запомнил правила правописания слов с разделительным мягким знаком, он не может задуматься над тем, как написать слово «учительница». Не зная, чем отличаются слова первого склонения от слов третьего склонения, дети не могут даже начать думать над тем, какое окончание должно иметь продиктованное им слово. Без знаний (а это есть материал, сохраненный памятью) нет и мышления. Содержание памяти используется человеком в разных видах его деятельности: в труде и учении, в спортивной и общественной работе. Без памяти не может возникнуть деятельность воображения, развиваться фантазия, творчество. Даже для осуществления волевого разумного действия надо использовать знания о том, какие пути для достижения желаемой цели существуют, какие из них наиболее приемлемы в данном конкретном случае. Память проявляется в специальной деятельности человека. Она носит название «мнемической» («мнема» — способность запечатления). Очень часто интерес действует как будто самостоятельно. Материал запоминается или «всплывает» в памяти человека без всякого его усилия, даже порой против его желания. Возникает какой-то навязчивый музыкальный мотив, оживает страшная картина автомобильной катастрофы и т. д. Такая память носит название непроизвольной.
Там, где человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели, имеет место память волевая, или произвольная.
Содержанием памяти являются выполненные человеком движения и действия (моторная, или двигательная, память), образы вещей или представления (образная память), пережитые чувства и эмоциональные состояния (эмоциональная память); сохраняются слова и мысли (словесно-смысловая память).
[/smszamok]
Люди отличаются друг от друга не только тем, какой материал они лучше запоминают. Естественно, что музыкант-профессионал обычно успешно запоминает музыку, художник или охотник отличаются обычно высокоразвитой зрительной памятью, у спортсмена чаще всего наиболее развита память на движения. Но различными бывают и основные качества каждого вида памяти, например: объем (сколько может человек сохранить), прочность и точность памяти (насколько; долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Особенно важна степень владения человеком своей памятью, то есть умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…