Количество участников — 10 человек.
1-й ученик. В 1837 году за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, то есть отправлен в ссылку.
2-к ученик. Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя искорененными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело — происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай I.
4-л ученик. Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка возила его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные красно загсе скалы. Вспоминая Кавказ, Лермонтов в 1332 году пишет:
5-й ученик. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое.— вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе (т. 2, стр. 26).
7-й ученик. «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половика Грузия как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух— бальзам; хандра черту, сердце бьется, грудь высоко дышит— ничего не надо в эту .минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь» (Письмо к Раевскому, т, 6 стр. 441),
8-й ученик. За время ссылки Лермонтов посетил очень много мест. Он объехал всю укрепленную линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Шуше, Шемахе, Кахетик, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и других местах. Он встречался: с многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников имеет он в виду, когда пишет в письме: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные» (Письмо к Раевскому, т. 6, стр. 441).
9-й ученик. С некоторыми из них Лермонтов сблизился. Особенно подружился он с поэтом-декабристом Одоевским — автором стихотворного ответа на пушкинское «Послание в Сибирь». По рас-П01ряжению властей Одоевского с сибирской каторги перевели на Кавказ. Перемена климата ослабила и без того «изученного поэта, и вскоре после отъезда Лермонтова он умер от лихорадки. Лермонтов посвятил ему одно из самых светлых своих стихотворений «Памяти А. И. Одоевского». Оно написано уже в Петербурге, в 1839 г., но полно воспоминаний о Кавказе, о встрече с другом.
10-й ученик.
Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Обманутых надежд и горьких сожалений!
Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья.. . Но, безумный —
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил — и бог не спас!
Но до конца среди волнений грудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей, и жизнь иную.
1-й ученик. С какой теплотой рисует Лермонтов образ обаятельного и чистого человека! Среди всех невзгод и «волнении трудных» Одоевский сохранил высокие душевные качества, веру в людей и лучшую жизнь.
2-й ученик. Рожденный «для поэзии н счастья», открытый всему прекрасному, он избрал самый достойный: для человека путь — путь борьбы: «сердце бросил в море жизни шумной».
3-й ученик. Невольно испытываешь грусть, когда читаешь строки о смерти Одоевского:
18
4-й ученик.
Но он погиб далеко от друзей…
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Ты умер, как и многие, без шума,
Но с твердостью. Таинственная дума
Еще блуждала на челе твоем,
Когда глаза закрылись вечным сном;
И то, что ты сказал перед кончиной,
Из слушавших тебя не понял ни единый…
5-й ученик. В самодержавной николаевской России не было места таким людям, как Одоевский, Их судьба оказывалась трагичной.
6-й. Но не скорбью утраты проникнуто стихотворение, а верой в человека, в его разум и сердце. Лермонтов говорит о красоте жизни, отданной людям. И как гимн прекрасному человеку, как утверждение его бессмертия звучит конец стихотворения:
7-й ученик.
И вкруг твоей могилы неизвестной, Все, чем при жизни радовался ты, Судьба «соединила так чудесно: Немая степь синеет, и венцом Серебряным Кавказ ее объемлет; Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет, Как великан склонившись над щитом, Рассказам волн кочующих внимая, А море Черное шумит не умолкая.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…