В посмертно изданном философском романе «Потерпевшие крушение на «Джонатане» особенно отчетливо раскрываются все стороны мировоззрения писателя. Здесь повествуется о том, как на одном из островов в Магеллановом проливе некий филантроп и мечтатель Кау-Джер организует колонию из переселенцев, потерпевших в этом месте кораблекрушение. Колония, основанная на свободной, «ничейной» земле, постепенно превращается, помимо воли ее организатора, в карликовое буржуазное государство со всеми институтами насилия. Разочарованный Кау-Джер в конце концов отрекается от своей идеи создать образцовую трудовую общину на основах справедливости и равенства. Удаляясь в добровольное изгнание, он говорит: «Сторонник свободы, я командовал, проповедник равенства, я судил себе подобных, мирный по природе человек, я вынужден был воевать, философ-альтруист, я должен был разгонять толпы, и я, так боявшийся капли крови, вынужден был проливать потоки… каждый мой поступок противоречил моим взглядам…»
И действительно, едва только на этом уединенном острове были открыты золотые россыпи, как началась «золотая лихорадка» со всеми ее плачевными последствиями: пьянством, развратом, спекуляциями, грабежами, убийствами.
«Даже если некоторая часть человечества и способна подняться к высоким идеалам, то пройдет еще много-много лет, пока нравственный прогресс не подчинит себе человеческие натуры», — заявляет Кау-Джер.
Жюль Верн приходит к правильному выводу, что буржуазное государство, каковы бы ни были его правители, обрекает большинство людей на бесправие и неравенство
Общественная справедливость, по его мнению, достижима в далеком будущем, и люди обретут свободу лишь после того, как на Земле восторжествует «нравственный прогресс».
Пересмотрев в поздние годы творчества свое отношение к утопическому социализму, Жюль Верн устами того же Кау-Джера критикует системы всех «социальных реформаторов», признавая их одинаково несбыточными и наивно ставя в один ряд имена Оуэна, Сен-Симона
Классовая борьба пролетариата его пугает. Революционные действия: внушают страх. Розовые мечтания утопистов кажутся иллюзорными. Буржуазная действи-гвльность вызывает отвращение.
Что же тогда остается? Остается немногое: надежда па <нравственный прогресс».
Но каким путем будет достигнут этот нравственный прогресс? Каким образом совершится переход от дурного настоящего к идеальному будущему, к прекрасному Франсевиллю?
Великий фантаст не знал или не желал считаться с тем, что п.-1ук.-| и техника сами по себе не могут вызвать коренных социальны?! преобразований. Жюль Верн поет гимны науке как величайшей и чуть ли не единственной преобразующей силе, верит в ее безграничное могущество, в се благотворное, облагораживающее влияние на человечество. И в то же время писатель остро, даже с некоторым трагизмом, ощущает исконную враждебность Мира капиталистической конкуренции научному и социальному новаторству. Достижения науки и техники обогащают немногих и не служат всеобщему благоденствию.
Герой Жюля Верна — ученый новатор и изобретатель — всегда окружен глухой стеной непонимания и враждебности. Гордый, одинокий отшельник, овеянный романтической тайной, он совершает великое открытие или строит замечательную машину вдали от людей, от общества, с которым находится в вечном разладе.
Капитан Немо, Робур и другие изобретатели держат свои открытия в секрете, используя их как оружие в борьбе с социальной несправедливостью или как средство, позволяющее им противопоставить себя буржуазному государству и бросить вызов дурным законам. Они оправдывают свой индивидуализм и нежелание раскрыть тайну научного открытия или изобретения преждевременностью его появления.
«— Граждане Соединенных Штатов, — заявляет Робур в своей прощальной речи, — мои опыты завершены, но отныне я полагаю, что ничего не следует делать раньше времени. Это относится и к прогрессу: успехи науки не должны обгонять совершенствования нравов. Надо идти путем постепенного развития, а не путем бурных переворотов. Словом, всему — свой срок! Явись я сегодня, я пришел бы слишком рано, и мне не удалось бы примирить противоречивые и своекорыстные интересы людей. Народы еще не созрели для единения.
Поэтому я покидаю вас. Секрет своего изобретения я уношу с собой, но он не погибнет для человечества. Он будет принадлежать ему в тот день, котда люди станут достаточно образованными, чтобы извлечь пользу из моего открытия, и достаточно благоразумными, чтобы никогда не употреблять его во вред».
Мечта Робура о «преобразовании политических нравов дряхлого мира», о создании «воздушной И карий», которую со временем «населят миллионы икарийцев»— людей, не нашедших свободы и счастья на земле, — переносится в неопределенное будущее.
Таковы утопические идеи Жюля Верна, приверженность которым он сохранил до конца жизни, Конфликт между творческой личностью и общественной средой часто получает трагическую развязку: погибает либо герой, либо его изобретение.
Капитан Немо тихо угасает вместе со своим «Наутилусом» на дне океана, запертый в теснине подводного грота («Таинственный остров»). Погибают вместе со своими изобретениями Тома Рок («Флаг родины») и Робур («Властелин мира»), уничтожает свою машину Зефирен Ксирдаль («В погоне за метеором») и т. д.
Б дальнейшем, когда антагонистические противоречия капиталистического общества еще более усилились, утопическая мечта Жюля Верна о счастливом будущем человечества, к которому его должен привести научный И технический прогресс, отодвинулась в еще более неясную, туманную даль, и в творчестве писателя появились новые мотивы.
Жюль Верн думал вместе со своими героями, что наука может и должна служить только прогрессу и справедливости. Он предназначал науку для мирного завоевания земного шара человеком. Но жизнь показала Верну, что есть не одна наука, а «две науки».
Одни считают, что наука имеет своей конечной целью счастье и мирный созидательный труд. Другие видяг в ней средство навязать свою волю и свой жизненный уклад, средство, служащее насилию и разрушению.
Наряду с образом ученого-гуманиста, который, ставит науку на службу мирному творческому труду, в романах Жюля Верна появляется образ ученого-человеконенавистника, отдающего науку на службу войне. Но, как только ученый начинает служить злу, он становится безумцем и погибает от тех страшных сил, которые он сам же привел в действие.
Эта главная тема поздних романов Жюля Верна по-КВ 1ЫВает, что писатель до конца жизни оставался гуманистом и был верен своим демократическим идеям.
В описании механизмов, изобретенных его героями, их теорий и технических проектов, Жюль Верн — певец научных дерзаний, великий мастер реалистической научной фантастики,
В изображении грядущего социального переустройства— он утопист, повторяющий с поправкой на преобразующую силу науки и техники общие положения идеологов французского утопического социализма — Сен-Симона, Фурье, Кабе.
Жюль Верн упоминал Маркса в ряду «социальных реформаторов», но не разобрался в его учении. Незнащи законов исторического развития помешало ему понять, что только коренные общественные преобразования кладут конец антагонистическим классовым противоречиям и обеспечивают подлинный расцвет науки и ее использование на благо всему народу.
Отсюда — очевидный разрыв, диспропорция между научно-технической и общественно-утопической темами в его творчестве. Насколько богата и реалистически конкретна первая тема, настолько же слаба и романтически бесплотна вторая.
Смелое и правдоподобное изображение как научно-технических, так и общественных изменений не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем — вот одна из самых увлекательных и непреложных задач, которую призваны решить и решают научные фантасты наших дней, вооруженные марксистско-ленинским мировоззрением!
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…