Российские университетские преподаватели перенимали на Западе методы исследовательской работы и семинарские методы обучения историков-исследователей, впервые примененные в Берлинском университете Л. Ранке. Многие крупные русские ученые учились на семинарах немецких и французских профессоров. Выработанные Э. Бернхаймом, Ш. В. Ланглуа, Ш. Сеньобосом принципы работы над источниками стали общепризнанными в среде российских ученых, их труды по источниковедению на протяжении нескольких десятилетий были настольными книгами всех серьезных историков России, а с переводом французских работ на русский язык сделались доступными и студенчеству .
В отличие от французской научной книги, обязательным компонентом предисловий которой
[smszamok]
были заверения в беспристрастности, в русских исторических книгах они отсутствовали. Н. И. Кареев со свойственным ему реализмом писал о том, как «трудно достижима» беспристрастность в науке и видел выход для историка в том, чтобы становиться на общечеловеческую точку зрения.
Методологические изложения историков «русской исторической школы» к Французской революции 1789 г. определялись не только реалиями российской пореформенной действительности, но и теоретико-методологическими идеями позитивизма. Во второй половине XIX в. позитивизм был широким международным течением философской и исторической мысли. Под его влиянием развивалась историография не только во Франции, но и в Англии, Италии, США, России.
Однако российский позитивизм отличался от французского так же, как и уровень общественных отношений — следствие исторических условий, в которых формировались российская и французская последней трети XIX — начала XX в. Нерешенность многих проблем российского общества быстрее вызвала в российской исторической науке те методологические изменения, которые европейскую, в частности французскую, университетскую науку охватили позже. Среди таковых должны быть отмечены следующие:
Вопрос о кризисе исторической мысли в России и времени ее методологической переориентации от классического позитивизма к так называемому «второму позитивизму», к неокантианству; вопрос о роли марксистских идей в этой переориентации с 50 — 60-х годов — все это было предметом дискуссий в советской историографии.
Проблема кризиса российской историографии обсуждалась на Рижской Всесоюзной историографической конференции «Кризис современной буржуазной исторической науки» (октябрь 1979 г.), на Томских региональных конференциях по методологии истории, историографии и источниковедению (май 1982 и май 1985 г.). Отдельные ученые предпринимали усилия с целью обобщить материалы дискуссий и подвести их предварительные итоги 6. Они выделили две основные точки зрения на вопрос о времени кризиса, его внутренней периодизации, связанной с определением этапов кризиса, а также сущностных его характеристик. В доперестроечный период даже такие видные советские ученые, как М. А. Алпатов, А. А. Искандеров, И. Д. Ковальченко, А. М. Сахаров, Л. В. Черепнин, считали, что в основе кризиса лежит «усиление реакционной природы буржуазной идеологии с 90-х годов XIX в., явившееся следствием классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом». К середине 80-х годов О. В. Волобуев, Е. В. Гутнова, А. И. Данилов, Б. Г. Мо-гильницкий, А. Н. Нечухрин, Б. Г. Сафронов, Л. Н. Хмылев, А. С. Шофман уже связывали начало кризиса с крахом либерализма в ходе первой русской революции, подчеркивая при этом главенствующую роль такого элемента в структуре исторической науки, как методология исторического познания 8.
Возвращаясь к рассмотрению проблемы кризиса российской историографии, С П. Рамазанов уточнил аргументацию обеих групп ученых и подчеркнул, что «их разногласия отнюдь не свидетельствуют о различии в их понимании природы кризиса» 9. Вместе с тем он справедливо заметил, что привлечение к характеристике этапов кризиса «наряду с методологическим политического и концептуального аспектов развития исторической мысли породило еще большее разнообразие взглядов по сравнению с решением вопроса о начале кризиса» ю. Проблема начала кризиса российской исторической науки и его этапов дебатируется в тесной связи с выяснением сущностных характеристик кризиса и до настоящего времени не нашла своего логического разрешения в литературе.
Большинство ученых, принимавших и принимающих участие в дискуссии, справедливо полагают, что сущность кризиса следует связывать не с эволюцией, но с кардинальным разрывом с позитивистской философией и заменой ее методологическими принципами неокантианства.
Сам кризис определяется как коренная ломка господствовавших в науке ранее «теоретико-методологических положений», смена «ведущих позиций одного методологического течения другим», обострение «борьбы течений в буржуазной историографии».
[/smszamok]
В российской либеральной историографии это, по мнению большинства исследователей, произошло после революции 1905 г. и отчетливо выразилось в трудах А. С Лаппо-Данилевского, в наибольшей степени испытавшего влияние неокантианства. Эта точка зрения отражена в новом учебном пособии по историографии и. Нельзя не отметить обсуждения этой проблемы в советской историографии. Новые подходы российской науки к разработке проблемы, несомненно, открывают и новые перспективы для ее развития,
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…