Близкий родственник нашей лилии — знаменитый египетский лотос. Цветы его тоже белые, но большие. И основное отличие — в кайме. У лотоса их края не округлены, а зазубренные. Древние египтяне заметили, что лотос всплывает на поверхность и распускается вместе с закатом солнца и погружается в воду, закрываясь, когда солнце восходит. Объединяли это явление с таинственной связью лотоса с движением небесных светил. И в самом деле, если взглянем на лотос даже в теплице, то почти целый день он погружен в сон; лишь перед ночью цветок раскрывается во всей своей красоте. Гейне об этом так пишет:
«Боится цветок лотос, Как солнечное сияние идет, Ясный лоб склонила к ночи замечтавшийся ждет.
Когда же возлюбленный месяц Лучами разбудит ее,- Навстречу ему раскрывает Она лепестки свои.
Цветет, и растет, и стремится К нежным месячным рукам, И тает, и пахнет, и плачет Из любви и любовных мучений
Перевел Евгений Дробьязко. Переводы других поэзий — Петра Кравчука.
А впрочем, мысль о том, что цветы лотоса цветут только ночью, не совсем правильная, поскольку нередко они распускаются вечером и остаются открытыми к позднему утру. Так, в июне лотос раскрывается в восемь вечера и закрывает свои лепестки лишь в десять утра, а потом, с уменьшением продолжительности дня, он раскрывает их значительно раньше в августе, например, в шесть часов вечера.
Эта мысленная таинственная связь между цветами лотоса и небесными светилами побуждал египтян посвятить его богу солнца Осирису, поэтому Осириса изображали с цветком лотоса на голове. Лотосом украшали свои главы и жрецы этого божества. Так же и цари египетские, подчеркивая свое божественное происхождение, увенчивали себя этими цветами, а царский скипетр имел форму лотоса со стеблем. В конце концов, его изображали то в бутоне, то расцветшим и на государственной монете.
Кроме того, лотос был посвящен египетской богине земледелия и плодородия — Изиде, а поскольку плодородие зависело, главным образом, от разлива реки Нил и его мула, то лотос, как лилию, считали невестой Нила. Поднимались воды — появлялся и лотос; спадала вода — он оставался на песке и в муле вместе с корневищем. И чем дольше Нил заливал своими водами страну, тем больше цветов появлялось на водной поверхности. А потому приход лотоса с водой египтяне восторженно праздновали.
Египетские девушки и юноши украшали им жилье, бегали улицами, поздравляя всех радостной вестью: «Много лотосов на воде, велик будет урожай!» В знак признательности они приносили венок из лотоса статуи Осириса, а также украшали этими цветами его алтарь. Когда же, наоборот, продолжительное время Нил не разливался, несли венок лотоса богини Изиде, лишь она могла ускорить наступление наводнения.
Многочисленное применение имел лотос и в общественной жизни Египта. Без него, очевидно, не мог обойтись ни один праздник.
Из лотоса плели венки, им украшали храмы, почетных гостей, популярных танцовщиц и певиц. На банкетах, вместе со сладостью, слуги обязательно разносили гостям и цветы лотоса, причем ни один гость ни на минуту не оставался без цветка, и как только он начинал вянуть, сразу же приносили свежий.
Изображение лотоса отразилось и в египетской архитектуре. Первые колоны египетских храмов — исключительное наследование цветка лотоса на стебле, а французские ученые, которые принимали участие в экспедиции Наполеона в Египет, нашли немало сходства с этим цветком и в других деталях египетских зданий. Так, при основе колонн египетские архитекторы раз в раз вмещали изображение листвы нимфей, а в верхней части — связи стеблей лотоса, им же украшали и капители.
Тем не менее, лотос имел и экономическое значение для Египта: его корни, когда вода спадала, собирали, высушивали на солнце и сохраняли как продукт питания. Потребляли, главным образом, в отваренном виде как картофель. Корни лотоса по вкусу и в самом деле напоминают картофель, но вызывает большую жажду.
Кроме того, как утверждает Диодор, для питания использовали также и мучнистые зерна лотоса, их мололи и пекли из них хлеб. Из корней и семян готовили лекарство — «отцов-фар», очевидно, от этого слова походит французское название лилии — «пепирпаг». В употребление шло также и плоское, блюдцеподобная листва лотоса. Из нее готовили соусы и напитки. Древнегреческий писатель Страбон рассказывает, что в его время все лавки Александрии были завалены этой листвой.
Кроме белого, в Египте встречался и чудесный голубой лотос, или как его еще называли — небесная водная лилия. Отражение ее встречаем на памятниках, которые касаются IV и V египетских династий, которые царствовали за 3500 лет к рождению Христа. Прекрасное изображение лотоса видим на известной картине «Жатва», найденной в гробнице царя Татохена.
Таким же уважением, как когда-то у древних египтян, пользуется теперь у буддистов Тибета и Монголии третья разновидность лотоса — красный.
Один путешественник, который посетил храм Ламы в горах Сиккима, описывает его так: «Идол Будды стоит за алтарем под балдахином или за шелковой шторой. С обеих сторон от него расположены пестро одетые и разрисованные фигуры святых старцев и женщин. Будда изображен в сидячем положении с подогнутыми ногами, причем пятка левой ноги повернута вверх, а левая рука держит на голове лотос и ценный камень. У Будды, как правило, кудрявые волосы, у лам — митра на голове, у женщин — разнообразные украшения, сережки, розовые венки. Все размещены на грубых пьедесталах и таким образом будто они выходят из красных, пурпуровых лепестков лотоса».
В горах Тибета встречаются также гигантских размеров надписи, высеченные на скалах или прикрепленные к ним на больших каминных таблицах: «Вот Карте Расити Опи», т.е.: «Пусть благословиться он (Будда) с лотосом и ценным камнем» — молитвенное приветствие, с которым обращаются к Будде.
А иногда к нему обращаются и так: «Вот Карте Расите» «Жемчужина творения в лотосе», поскольку, согласно буддистским верованиям, создание мира — это последовательное создание многочисленного количества лотосов, которые вмещаются один в другом к бесконечности — столько раз, что и наш ум отказывается сосчитать.
Так же поздравляют Будду и индийские буддисты, которые, перемежевывая поэтические легенды о разных растениях и животных с жизнью своих богов, не забывают в них и о священном лотосе.
По одной из таких легенд, творец мира преследовался и был побежден своим непримиримым врагом — водой. Нигде он не находил ни покоя, ни защиты, пока не спрятался в розоподобных цветах лотоса. Здесь он ожидал в безопасности благоприятной минуты, а потом вышел из своей чудесной тюрьмы и всюду начал величественно сиять добро и благосостояние. Поэтому индусы и возлагают цветы лотоса с его плодами на жертвенник своих богов, а также украшают ими храмы.
С лотосом связано и само рождение Будды.
«Когда настало время Будде появиться на свет,- рассказывает индийская легенда,- все цветы царского сада, белые, красные и синие лотосы на прудах раскрылись и словно замерли в ожидании большого дива; так же на миг замерли в своем развитии и все растения и листва на них. Тогда Майя, мать Будды, сошла из паланкина и пошла в сад. С ее приближением, на знак благоговения, деревья склонялись к земле, а той минуты, когда она освободилась от тяжа, земля всколыхнулась, и с неба выпал щедрый дождь из нимфей и лотосов. Слуги бросились к новорожденному Будде, чтобы поддержать его, но, вырвавшись из рук, он пошел сам. И всюду, где только его нога ступала на землю, вырастал огромный лотос».
Точь-в-точь такой же дождь из цветов падает с неба на Будду, когда его, ребенка, ведут к храму, чтобы дать ему имя, когда впервые ведут к учителю, когда он отправляется, чтобы уединиться для поста и молитвы, и когда получает победу над злым духом Призраком, который соблазнял его. В конце концов, лотосы всех цветов падают с неба на тело Будды, когда на седьмой день после смерти его кладут на костер, чтобы сжечь…
Но не только индусы-буддисты обожествляют лотос, перед ним склоняются, особенно же перед родственной его разновидностью, нелюмбиумом,- почитатели Ворота.
Одаренные богатым воображением и склонностью к созерцанию, брамины усматривают в лотосе символ плодотворных сил природы, которые испытают вечных изменений. За их утверждением, в щедро застеленной лотосами и нелюмбиумами воде, когда она блещет в ярком сиянии солнца или серебристо переливается в месячном сиянии, можно наблюсти и ощутить, как происходит создание организма из редкого элемента, а в самом лотосе соревнуются огонь и вода, редкое и твердое вещества. Вот почему Ворота, отца всего сущего, как и Буд, изображают всегда с лотосом в руке или сидящим на лотосе.
В одном из гимнов Вед о Вороте поют:
«Он находится, углубленный в небесные
раздумья о лотосе,
Цветок что образовался, когда он
коснулся его
Своим золотым лучами…»
Так же воспевает и Вишну, властитель и повелитель Вселенной: его дыхание — это благоухание лотоса; он находится не на земле, а на девяти золотых лотосах, принесенных самыми богами.
Тем не менее, у удивительного лотоса всегда была соперница — роза — любимица Вишну, но Ворота на протяжении продолжительного времени не хотел признавать за ней первенства, аж пока, в конце концов, ему пришлось согласиться. Это произошло вот как.
Однажды Вишну, как утверждает индусская легенда, купаясь в чистых водах священного озера, вдруг увидел, как раскрылся лотос и оттуда вышел Ворота, предлагая полюбоваться его удивительным, прекраснейшим из всех цветком.
— Нет,— сказал Вишну,— наилучший цветок — в моем рае. Он розовый, как утренняя звезда, а запах его самый пьянящий.
Ворота улыбнулся:
— Если ты говоришь правду, то я готов уступить в твою пользу первенством среди богов.
— А если не веришь, пойдем посмотрим,— сказал Вишну.
Ворота согласился, и они тронулись. Шли медленно, почтенно, как и надлежит богам, и под вечер прибыли к раю Вишну.
Здесь хозяин повел своего царственного посетителя под перламутровый свод и показал удивительный цветок, божественное благоухание которого наполняло весь окружающий воздух.
— Вот,— сказал он,— прекраснейший цветок райских садов.
Той же минуты роза наклонилась к нему и ее лепестки расступились, чтобы пропустить волшебную красавицу Лакшми, уже упоминавшуюся в разделе о розе.
Лакшми стала на колени, прошептала:
— Направленная из сердца розы женой тебе, явилась наградить твою правдивость и верность.
Вишну поднял свою невесту, отрекомендовал Ворота, а он, пораженный ее кирасой, сдержал свое слово.
— Отныне,— сказал он,— Вишну будет первый -из богов, поскольку, сущая правда – самый красивый, прекраснейший цветок все таки у него…
Синяя птица, которая подслушала эти слова,- свидетельствует дальше легенда,- не промедлила рассказать об этом лотосу, и цветок Ворота, удивительно белый, сразу же приобрел зеленоватый оттенок от зависти, который так и остался с ним навсегда, тогда как роза, жена Вишну, чистая, прекрасная и ароматная, как всегда…
О лотосе у индусов бытует немало пословиц и поговорок.
Так, например, говорят: «Цветы лотоса поддерживают Вишну так же, как и его почитатели». «Цветы лотоса — корабль, на котором утопленник среди океана жизни может найти, спасение». «Лотос — друг солнца. Когда месяц со своим холодным лучами скрывается, лотос раскрывается».
Одно слово, ведя речь о лотосе, индус, то ли в прозе, или в поэзии, не жалеет самых похвальных определений для этого цветка. Он – желательный и волшебный для всех влюбленных, хотя, в противоположность представлением египтян, лотос оказывает содействие не возбуждению, а сдерживанию страстей. А когда в давние времена в Индии приносили богам человеческие жертвы, то собирали кровь на лепестке лотоса, причем принадлежало заполнять ее лишь на четверть; так что человеческие жертвоприношения индусов представляли собой по сути лишь маленькое кровопускание.
Индийский лотос, иначе — нелюбиум, листву и цветы которого не плавают в воде, а высоко стоят над ней на длинных стеблях, имеет не меньшее экономическое значение, чем египетский.
Главные потребители, японцы и китайцы, разводят его как овощ. В пищу употребляются корневища, семена и листву. Корни едят в сыром и вареном виде. Благодаря значительному содержимому крахмала — это высококалорийный продукт.
На рынках Японии, Китая в Индокитае — корневища лотоса лежат целыми грудами и называются там — «хазун». Вкус его, варенного, напоминает брюкву или сельдерей. Едят его также испеченным на угле как сладость, готовят что-то наподобие муки, которой заправляют суп, словно манной крупой.
Из засахаренные зерна готовят разнообразное лакомство. Относительно листвы, то осенью, когда прекращается цветение, молоденькие, еще не совсем расправленные листочки нарезают, составляют в пучки и продают на рынках. Употребляют их, будто спаржу. Особый спрос на них в Сринагари и в Индии.
Кроме того, китайцы употребляют тычинки, стебель, корневище лотоса, считая, что те возвращают старикам молодость и красоту. Китаянки же украшаются цветами лотоса, как когда-то девушки в Египте и Финикии.
Особый спрос на цветы лотоса наблюдается в день китайского нового года, когда рядом с нарциссом,- принадлежностью каждого жилья, их считают приносящими счастье.
Еще не так давно временами это волшебное растение пышно росло в волжских садах близ Астрахани, имея местное название — «чульпанская роза», от Чульпанского залива, где чаще всего она встречалась.
Осенью, когда созревали его большие плоды с вкусными семенами, сельская молодежь, в лодках, с гармошками и песнями целыми ватагами отправлялась на промысел. Зерна лотоса щелкали, словно кедровые орешки или подсолнечные семечки. Запасов его хватало на продолжительное время, а у экономных хозяек ими угощали и на Рождество.
Но те добрые времена прошли. Человеческая жадность не удовлетворялась лишь собиранием плодов, лотос вырывали с корнями. Это привело к полному исчезновению его под Астраханью. И теперь, только при тщательных поисках, ученые находят лотос в тех местах лишь изредка.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…