Путешествие в прошлое. Одним из неожиданных результатов кампании по спасению нубийских храмов стало мощное развитие туризма в районе, который долгое время привлекал лишь редких искателей приключений и еще более редких любителей археологии. Сегодня быстроходные суда и целая система услуг позволяют десяткам тысяч туристов знакомиться с нубийскими сокровищами, что приносит значительный доход отсталой экономике этой обширной и отдаленной области. Конечно же стоило бы распространить опыт по спасению нубийских храмов и на другие районы земли.
Ведь если даже в некоторых случаях (Абу-Симбел, Филе, Боробудур, Карфаген и др.) и удалось
[smszamok]
организовать движение международной солидарности, пробудив во многих странах интерес общественности к охране памятников, то все равно нечего было и думать, полагаясь только на отзывчивость и щедрость общественности, раздобыть огромные средства, необходимые для спасения мирового художественного и исторического достояния.
Нужно было изыскивать другие, более надежные пути. Так родилась самая настоящая политика культурного туризма. Возник вопрос: возможно ли придавать историческим памятникам независимо от их культурного содержания некую экономическую ценность? Ответ был такой: да, но при условии, что меры по охране памятников станут составной частью планов экономического развития. В самом деле, способствуя развитию туризма, памятники представляют скрытую экономическую ценность, только ее нужно надлежащим образом эксплуатировать. Речь шла о том, чтобы вызвать цепную реакцию по спирали: памятники привлекают туристов; туристы приносят деньги; часть прибыли вкладывается в консервацию, реставрацию и освоение памятников, с тем чтобы они привлекали еще больше туристов, и т. д.
Платформа этой новой политики была изложена Рене Майо на сессии Исполнительного совета Организации Объединенных Наций по вопросам культуры в мае 1966 года. «Учитывая, что в различных странах все более ухудшается состояние исторических памятников, — сказал тогдашний генеральный директор ЮНЕСКО, — необходимо предпринять крупную акцию, чтобы человечество не лишилось этих ценностей. Такая акция, подразумевающая решение серьезных технических проблем, требует значительных финансовых усилий, причем в тот момент, когда многие государства сталкиваются с трудностями в изыскании средств для продолжения экономического развития. Еще вчера считалось, что памятники, чью культурную ценность никто не отрицает, — это якобы своего рода роскошь и невозможно выделять на эту статью расходов крупные суммы из кредитов, которые могли бы пойти на финансирование более неотложных и важных проектов… Если будет признано, что памятники могут содействовать развитию туризма, будет легче не только обеспечить их сохранность, но и создать возможность для того, чтобы лучше познакомиться с ними и оценить их…»
В 1967 году, Международном году туризма, цифры и факты, казалось, полностью подтвердили предпосылки, на которых основывалась политика культурного туризма: в 1966 году число туристов составило в мире 115 миллионов человек. (В 1950 году — 25,3 миллиона, в 1963 году — 91 миллион. В 1973 году путешествовало уже 214 миллионов человек, а в 1977 году — 240 миллионов.)
Что касается израсходованных туристами денег, то эта сумма с 11,6 миллиарда долларов в 1965 году увеличилась до 28 миллиардов в 1973 году и 50 миллиардов в 1977 году. Все большую прибыль от туризма, приобретшего массовый характер, получают и развивающиеся страны. В Таиланде, например, который в 1958 году принял 60 тысяч туристов, выручив при этом 8 миллионов долларов, в 1968 году уже побывало 230 тысяч человек, что принесло доход в сумме 35 миллионов долларов. В 1971 году эти цифры возросли соответственно до 638 тысяч и 105 миллионов, а в 1974 году — до 1 100 тысяч и 210 миллионов.
Из данных ООН, Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирной организации туризма явствует, что в 1976—1977 годах международный туризм достиг рекордных показателей, несмотря на в целом неблагоприятную экономическую конъюнктуру. Туристские потоки не только не пострадали, как другие отрасли экономики, от ударов нефтяного кризиса 1973 года, но даже окрепли и расширились, подтверждая правоту поборников культурного туризма. Однако они породили, как мы вскоре увидим, серьезные и непредвиденные проблемы в социальном плане и в отношении окружающей среды; последнее обстоятельство побудило ЮНЕСКО пересмотреть свой подход к туризму.
Деньги и работа. Никто не станет отрицать, что международный туризм — одно из важнейших явлений нашего времени; и дело не только в его экономическом эффекте, хотя, надо отметить, в ряде стран доходы от туризма достигают 50 и даже 60 процентов всех валютных поступлений. Способствуя «обмену» путешественниками, туризм благоприятствует лучшему познанию и пониманию людьми внешнего мира. Турист отправляется в Индию, Иран, Перу, Турцию главным образом потому, что его привлекают достопримечательности этих стран. Опыт показал, что план развития туризма, включающий освоение памятников прошлого, способствует созданию инфраструктуры, включающей дороги, гостиницы, рестораны и т. п. В результате при умелой организации такие «освоенные» памятники гарантируют прирост потока туристов в данную страну независимо от ее географического положения по отношению к месту, откуда едет клиент. Расстояния уже не являются непреодолимым препятствием. Средства транспорта постоянно модернизируются, стоимость авиационных билетов, хотя и возросла из-за вздорожания нефтепродуктов, все еще остается доступной, расширяются льготы, предоставляемые при групповых поездках и чартерных полетах.
Поток туристов часто ориентируется на определенные пункты, в особенности морские и горные курорты. Исторические же памятники, таящие в себе привлекательность иного рода, позволяют разгрузить эти центры. В Мексике власти стремятся направлять клиентуру не только на пляжи, но и к памятникам, добиваясь тем самым того, что пребывание туриста продлевается, а доходы от туризма равномерно распределяются по стране.
Еще одна серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться различным странам, — «сезонное» распределение туристов. Эту проблему тоже решают с помощью освоения исторических памятников. Привлекательность пляжей и гор зависит от погоды, солнца. А «монументальный туризм» менее чувствителен к переменам погоды. Поэтому турист из Центральной Европы отправляется на средиземноморские пляжи летом, в другие же времена года он все чаще стремится побывать в тех местах, которые богаты достопримечательностями искусства и культуры.
Но-этим выгоды «монументального туризма» не ограничиваются. Широта и разнообразие сфер деятельности туристической индустрии, стимулируемой освоением памятников и памятных мест, требуют все большего увеличения персонала. Потребность в рабочей силе по большей части удовлетворяется за счет местного населения, а в случае необходимости — за счет постоянной или сезонной миграции трудящихся из перенаселенных или экономически слабых районов. В 60-х годах университет Теннесси и «Ферст нэшнл бэнк оф Хауаи» доказали, что в Соединенных Штатах пребывание 1000 человек в гостиницах какого-либо района создает 279 рабочих мест в системе собственно туризма и 107 — в смежных отраслях. Цифры гораздо ниже, если эта тысяча путешественников останавливается в кемпинге: соответственно 57 и 32.
[/smszamok]
В развивающихся странах содействие притоку туристов путем экономической эксплуатации памятников может стать средством (в некоторых случаях единственным) приостановить стихийный бурный рост городов, в результате чего на окраинах растут трущобы, кварталы убогих лачуг. Рассматривая один проект в Перу, ЮНЕСКО предприняла попытку подсчитать рентабельность капиталовложений в развитие туризма. Оказалось, что в рассматриваемом районе внешний заем в размере 38 миллионов долларов обеспечил бы перуанцам через десять лет прямые дополнительные доходы от туризма порядка 385 миллионов долларов. Даже если эта цифра несколько завышена, никто не станет отрицать, что освоение исторических памятников и районов — более чем выгодная операция в рамках плана развития туризма.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…