Крупнейшие русские писатели ХХ ст. Продолжение

Федор Васильевич Гладков (1883—1958) оставил заметный след в советской литературе. Его произведения явились откликом на многие важные вопросы современности. Таковы «Цемент» и «Энергия», рассказывающие о трудовом подъеме народа, развивающем индустриальную мощь своей страны. Мальчик пристально всматривается в окружающее и замечает, что всю деревню держит в руках «богатеющий» лавочник Митрий Стадиев, а что люди стремятся к свободе, к счастью. Народ любит труд, но редко бывает он в радость людям. И все-таки несколько сцен радостного труда запечатлелись в памяти мальчика. Одна из них — сцена коллективной молотьбы, когда казалось, что в этой «дружной, веселой работе люди как будто раскрыли в себе что-то новое…».

В объединяющем людей труде сказывалось их стремление к свободе. Оно было и в народных песнях, от которых «хотелось вздохнуть всей грудью», и в близости к природе, когда человек «чувствовал живую землю», «купался в солнце и дышал небесной синью».

Федя ощущал себя тесно связанным с народом; именно поэтому его поразили и взволновали стихи А. Кольцова, от которых веяло «свежестью и какой-то глубокой правдой». Это же чувствовали и взрослые, которым мальчик вслух читал Кольцова. В повести изображены замечательные характеры русских крестьян: мать Феди, бабушка Наталья, сестра матери Маша и многие другие. Рассказ о детстве крестьянского мальчика перерастает в рассказ о народе, его трудной доле, свободолюбивых мечтах, глубокой талантливости. Повествуя о своем детстве, Гладков откликнулся на призыв М. Горького, который в 30-е годы говорил о необходимости показать мужика, крестьянина, «чем он велик и что он издавна нес в своей душе». «Повесть о детстве» призвана воспитывать растущее поколение. «Посвящается моим внукам» — этими словами определял Гладков назначение повести, которая открыла автобиографический цикл в его творчестве, объединивший произведения «Повесть 0 детстве», «Вольница», «Лихая година», «Мятежная юность».

Большие возможности для расширения круга детского чтения дает и современная советская литература, успешно продолжающая дело коммунистического воспитания подрастающего поколения. Небывало быстрое и широчайшее распространение знаний в стране, где большинство населения еще недавно было безграмотным, проникновение техники в бывшие «медвежьи углы», строительство социалистического хозяйства в городе и на селе — все это обусловило огромную тягу к знаниям всего населения нашей страны, создало предпосылки литературы, в том числе и детской. Большое влияние на развитие природоведческой и научно-технической книги для детей оказала литературная и педагогическая критика.

Писатель сразу приступает к поискам формы, неотделимой от сущности, от содержания рассказа, но способной наиболее ясно и непосредственно донести это содержание до читателя-подростка. Горький особенно ценит в научной детской книге игру. Он рекомендует «дать на игре слов элементарное представление о технике мышления». Он привлекает внимание писателей к неожиданному, даже забавному в постановке вопроса («Для чего — ничего», т. е. зачем нужен вакуум, «О роли лягушек в науке» и т. д.). По существу здесь намечаются принципы занимательной научно-познавательной книги, способствующей развитию научного воображения. Большими мастерами такой литературы были Я. И. Перельман, автор «Занимательной физики», «Занимательной математики» и др., академик А. Е. Ферсман, написавший для детей «Занимательную минералогию», и др. Книги этих авторов Горький очень ценил.

В статье «О темах» мысли о плане библиотеки энциклопедических знаний для детей разработаны особенно последовательно и глубоко. Детская книга о науке должна связывать науку с историей общества. На видное место выдвигается тема о величайшем общественном зле — частной собственности, о том, откуда она взялась и «каким препятствием является она в наше время на пути развития человечества, как тормозит она свободу развития научной мысли».

«Земля», «Растение», «Воздух», «Вода» — эти темы детской книги, предложенные в статье «О темах», сами по себе не новы. Ново здесь то, что автор связывает их с представлением о человеке труда как «вместителе энергии, организующей и преобразующей мир», подчиняющей себе стихийные силы природы. Подчиненная человеку природа — это и есть культура — «вторая природа», созданная руками и мозгом человека, общества, коллектива. Предметом изображения в книге о науке становится уже не индивидуальный герой, а трудящееся человечество.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago