В 1971 году, увидев, как от кристаллизации солей гибнут кирпичи в доисторических стенах Мохенджодаро, один из крупнейших исследователей древности, Мортимер Уилер, сказал, что, если бы вслед за археологической группой сюда приехали хорошие реставраторы, способные своевременно принять меры, многих неприятностей удалось бы избежать. Число древних объектов, которые погибли, потому что не было «скорой помощи», неисчислимо.
Однако в последнее время делаются попытки принимать меры предосторожности. В некоторых странах вовремя приняты
[smszamok]
законы, регламентирующие, какая часть суммы должна идти на раскопки, а какая — на консервационные работы. Однако, по мнению теоретиков реставрации, всего, что сделано и делается, еще не достаточно. Слишком часто извлеченные на свет предметы гибнут, прежде чем люди успевают что-либо предпринять для их сохранения; поэтому следует заранее, с помощью специальных исследований, определять, какие предметы и сооружения будут найдены, и вовремя подготавливать наиболее подходящие реставрационные системы.
«Как бы то ни было, — говорит мне Паоло Мора, — важно, чтобы все усвоили необходимость тесного сотрудничества между ученым, искусствоведом или архитектором и реставратором — людьми, которые должны работать на равных и в полном согласии». Хорошим примером сотрудничества специалистов разного профиля может служить работа, связанная с недавним открытием надгробного храма, который, как полагают, был усыпальницей Филиппа Македонского. Сооружение найдено в Вергине, селении в Македонии, в восьмидесяти километрах от Салоник. Эта находка, несомненно, явилась одним из важнейших археологических событий последних лет.
Археолог Манолис Андроникос обнаружил усыпальницу под другими захоронениями более поздней эпохи. Фасад был сложен из пористого камня и покрыт не менее чем двумя слоями штукатурки, а сверху — белым слоем, похожим на «римскую штукатурку», которую делают из извести и мраморной крошки. Усыпальница представляла собой постройку дорического ордера. Внутри имелись два очень простых сводчатых помещения. В окрестностях нашли много других усыпальниц, и все они были покрыты слоем наружной штукатурки и окрашены. Благодаря этим находкам мы, наконец, получили доказательство, что все греческие архитектурные сооружения, как и римские, покрывались красками. Но так как все памятники, находящиеся на открытом воздухе, постоянно омываются дождями, краски со временем были утрачены. Паоло Мора вспоминает, что в Тире, Агридженто и Пестуме всегда находил следы штукатурки на углах зданий, это явное доказательство того, что все они были оштукатурены и окрашены.
Теперь уже сомнений быть не может. Гробница, найденная в Вергине, показала нам, что представлял собой во всей подлинности и гармонии архитектурной композиции памятник античной Греции. Метопы не окрашены, видимо, потому, что у строителей в спешке не хватило на это времени, но триглифы сияют голубизной, а красные карнизы украшены белыми цветочками. Считалось, что целиком окрашенные архитектурные сооружения отличаются сомнительным вкусом.
Андроникос нашел довольно точные данные, которые позволили ему датировать гробницу 350—320 годами до н. э. В это время единственным человеком, которому могли выстроить такое богатое сооружение, был Филипп II. Такой вывод, сделанный греческим археологом, кажется, подкрепляется рядом фактов. Великий македонский царь погиб от руки наемного убийцы, которому, как говорят, заплатили персы; та же смерть постигла и его жену Олимпиаду. И именно в Вергине найдены две гробницы: в одной похоронен мужчина, в другой — женщина. Однажды в бою Филипп был ранен в ногу, и как раз обнаруженные на мужчине поножи были непарными, что объяснялось просто: те, что находились со стороны, куда пришелся удар, были заменены. Затем Андроникос нашел в гробнице изделия из керамики, которые можно точно датировать. Поэтому уже почти нет сомнений, что это усыпальница македонского монарха.
Исключительность находки в том, что археологи смогли войти в эту усыпальницу, куда ранее не проникали ни люди, ни вода, ни земля. Андроникос оказался в нетронутом помещении. Он обнаружил, что все предметы, состоявшие из органических веществ, уже рассыпались. От них остались лишь следы. В целости сохранились лишь перья. Латы проржавели, но были в великолепном состоянии. Немедленная консервационная операция позволила не допустить быстрого разрушения гробницы. Когда извлекают на свет какой-либо памятник, почти сразу вступает в действие разрушительный фактор испарения с поверхности. Выходящая изнутри вода содержит соли, которые кристаллизуются на поверхности или прямо йод ней, разрушая так называемый живописный слой, а иногда и грунтовку. Если не вмешается реставратор, памятник разрушается. Поэтому в распоряжении археолога на случай срочного вмешательства всегда должна быть реставрационная группа.
В Вергине сотрудничество археологов и других специалистов принесло замечательные плоды. Сейчас гробница Филиппа II полностью укрыта от холода и дождя. Кроме того, чтобы не допустить проникновения микроорганизмов, с помощью глубоких канав отведены все воды, обеспечены термическая защита и циркуляция воздуха. Так были воссозданы условия, в которых памятник находился под землей.
Система соглашений. Жестокий опыт второй мировой войны, когда оружие огромной разрушительной силы истребляло культурные ценности любого рода и размера, а на оккупированных территориях нацисты грабили произведения искусства, послужил нам уроком. 14 мая 1954 года представители 37 стран, в том числе Соединенных Штатов и Советского Союза, подписали Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Создан настоящий «Красный Крест культуры», чтобы обеспечить произведениям искусства и историческим зданиям гарантии неприкосновенности, аналогичные тем, которые предоставляются в период войны госпиталям и медицинскому персоналу.
Необходимость в международном законодательстве в этой области ощущалась уже давно. В период между двумя войнами многие страны предпринимали различные меры для защиты наиболее важных памятников. В 1935 году был подписан Вашингтонский договор (пакт Рериха), который, однако, касался только американских государств и не предусматривал никакого международного контроля. Кроме того, об охране культурных ценностей говорилось в двух Гаагских конвенциях (1899 и 1907 годов), но рекомендуемые меры излагались столь не четко, что их нельзя было осуществить на практике. Наконец, начало войны помешало Лиге наций принять проект, подготовленный Международным бюро музеев в 1937 году.
Имея в виду бедствия, причиненные войной, голландское правительство в 1949 году предложило ЮНЕСКО рассмотреть вопрос об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. На следующий год итальянское правительство выступило за разработку международной конвенции и представило на обсуждение собравшейся во Флоренции Генеральной конференции ЮНЕСКО проект такого документа. После длительных дебатов была подписана Гаагская конвенция, ознаменовавшая большой прогресс в этой области международного права.
Подписавшие ее стороны обязались принять определенные меры, беспрецедентные в мирное время: построить бомбоубежища, разработать технические планы по охране зданий; создать в вооруженных силах специальные части; ввести в воинские уставы нормы, касающиеся уважения культурных ценностей; создать при ЮНЕСКО международную опись зданий, которые будут пользоваться особой охраной в военное время.
Так, постепенно все государства мира вырабатывают комплексы принципов и юридических норм, которые в случае воплощения их на практике позволят спасти культурные ценности от разрушительной деятельности человека12.
Вместе работать лучше. В 1950 году, когда катастрофическое землетрясение разрушило большую часть Куско, древней и славной столицы инков, ЮНЕСКО направило в Перу группу специалистов, которые приняли участие в разработке программы ее реконструкции. Это был первый проект помощи по сохранению культурных ценностей, которую международная организация оказывала государству-участнику. С тех пор предпринималось множество подобных инициатив, носивших все более разнообразный характер. Постепенно сложилась политика сотрудничества, включающая такие важные мероприятия, как направление специалистов, предоставление стипендии для их подготовки и, когда позволяют бюджетные средства или в особо серьезных и неотложных случаях, финансирование консер-вационных операций.
[/smszamok]
Особенно полезным и эффективным международное сотрудничество оказалось в разработке программ помощи развивающимся странам по охране и консервации их культурного достояния. На основании докладов, подготовленных специалистами, организовывалась «скорая помощь», но из-за финансовых трудностей результаты были довольно скромными. В самом деле, каждый раз, когда предлагалась серьезная программа, неизбежно приходилось убеждаться, что она неосуществима из-за стоимости намечаемых работ, которая почти всегда составляла несколько миллионов долларов и, следовательно, была неприемлемой для большей части заинтересованных стран. Не говоря уже о том, что государствам, недавно ставшим независимыми, прежде всего надо было думать о решении совсем иных, куда более драматичных проблем, например о борьбе с голодом, ликвидации неграмотности, индустриализации.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…