Из последних произведений украинской советской прозы учителю будет интересна повесть Юрия Мушкетика «Желтый цвет одуванчика» («Жовтий цвы кульбаби»), вошедшую в его книгу «Обвал» (Кшв, 1985). В этой повести-исследовании пересекаются жизненные пути и литературные судьбы двух ровесников, современников, даже соучеников — Гоголя и Нестора Кукольника, некогда популярного, а ныне забытого поэта и драматурга. На фоне гоголевской славы, пришедшей поздно, однако навсегда, слава его соперника оказалась эфемерной и непрочной, как пух одуванчика. Актуальность затронутой писателем проблемы в том, что подобные противостояния не раз повторялись в истории литературы. Разобраться глубже в достоинствах повести учителю поможет статья И. Дзюбы «С глазу на глаз с гением» . В этой повести автор выступает как комментатор событий, с активной оценкой героев и ситуаций.
«Наивному биографизму» романов В, Авенариуса и Ю. Гаецкого критик И. Дзюба3 противопоставил «проблемно-интерпретационные» произведения о Гоголе, к которым, наряду с повестью Ю. Мушкетика, отнес и дилогию Г. Колесника «Прелюди Гоголя» (КиТв, 1984) и «Осп Гоголя» (Кит, 1986). Активностью авторской концепции в осмыслении «своего» Гоголя романы Г. Колесника приближаются к книгам О. Форш и Е. Есенкова, но в них шире затронута проблема «Гоголь и народ», интенсивнее показано творческое и нравственное созревание таланта сатирика в юности, острее — жизнь сердца, сделана попытка обогатить сердечный опыт героя романом (а самом прямом смысле слова) с одной из первых красавиц его времени А. Смирновой-Россет. Между тем тонкий и вдумчивый анализ их многолетних отношений, но в плане только увлеченности «высокой и святой», по словам самого Гоголя, учитель найдет в ро* мане-эссе В. Чивилихина «Память».
В первой книге дилогии ощутима авторская установка на романтическое изображение юноши Гоголя в пору становления его нравственного и творческого мира, обрисован круг впечатлений, воплощенных впоследствии в творчестве. Г. Колесник ненавязчиво рисует те моменты «живого созерцания», из которых рождалось творчество, «подготовительный» этап обращения к теме Украины.
Во второй книге, поэтичность заглавия которой возвращает нас к политической лирике Т. Г. Шевченко («Оси. Глава XIV»), Гоголь изображен в ней в пору своих высших творческих свершений — создания «Ревизора» и «Мертвых душ», в контактах с простым народом, многообразных связях с выдающимися современниками, и впечатление от его личности передается через призму восприятия разных людей. Лейтмотивом романа становится двуединая мысль: «Идти вперед —это быть Гоголем». Со смертью его как художника слова эта тема исчерпывается:.
Чаще, чем к художественной прозе о Гоголе, учитель в своей работе вынужден обращаться к стихам о великом писателе. Эпиграф к уроку и внеклассному мероприятию, монтаж к литературному вечеру и материал для литературной газеты или альбома, выставка к гоголевскому юбилею — все это можно найти в биографических стихах о нем.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…