Торчелло, Амиане, Риальто, Константиаке — первых островах, где выросла Венеция. Впоследствии во время своих набегов на острова Эгейского моря и побережья Турции венецианцы собирали уже обтесанный мрамор и колонны, пользуясь материалом памятников, возведенных в древние времена. Таким образом, Венеция строилась из старых камней, и это осложняет работу по консервации, так как на их уже частично поврежденной поверхности под воздействием загрязнения атмосферы начался новый процесс деформации. Подсчитано, что вид и привлекательность венецианских культурных ценностей ежегодно ухудшаются на четыре процента.

В 1204 году, после четвертого крестового похода и разграбления Константинополя, солдатам

[smszamok]

Тишайшей досталась добыча, включавшая наряду с золотом и драгоценными камнями большое количество предметов из высококачественного мрамора, которыми впоследствии были украшены собор Сан Марко и другие сооружения. В этих же зданиях мы находим египетские порфиры (в том числе драгоценный древний красный), граниты, мрамор египетских сооружений и скальные породы разных видов, в том числе восточные брекчии, происхождение которых неизвестно и которые мы должны сохранить любой ценой, поскольку таких камней больше нет и они незаменимы. Естественно, у каждого из этих материалов свои химические, минералогические и петрографические особенности и каждый по-своему реагирует на окружающую среду в Венеции. Это первая трудность, с которой пришлось столкнуться специалистам по камню из Лаборатории реставрации Сан-Грегорио.

«Базовое исследование, проведенное нами здесь, — поясняет мне доктор Лоренцо Ладзарини, молодой геолог, приобретший обширные познания о камнях Венеции, — позволило прежде всего собрать ряд образцов для сопоставления с материалами, происхождение которых известно, а кроме того, описать и обследовать около семи десятков памятников, в том числе церкви Сан Марко, Фрари, Мираколи, Ка’Фоскари и другие. Эта работа дала нам возможность выявить, какие камни использовались снаружи, а какие — внутри, и затем установить причины и формы разрушения. Результаты были занесены в технические карточки, которые затем были проанализированы на вычислительной машине. Таким образом   мы   узнали,    какие   виды    мрамора   наиболее   употребительны в Венеции и каковы главные причины и формы разрушения каждого из них. Наконец, анализ помог нам установить, когда использовались эти камни».

Оказалось, что в Венеции в наибольших масштабах использовался камень из Истрии, сравнительно плотный и устойчивый против сырости и воздействия солей известняк, который в связи с этими качествами лучше всего подходил для условий лагуны. Второе место занимают красные известняки из Вероны, употреблявшиеся больше всего для внутренней отделки. Затем идут каррарский мрамор, греческий мрамор Пенделикона и с островов Эгейского моря.

Что касается причин деформации этих камней, то, как удалось установить, главная — это загрязнение атмосферы соединениями серы, которая оказывает сильное разрушающее влияние на уже разрыхленные временем камни Венеции. «У нас есть образцы камней, пущенных в дело всего 40 и даже 30 лет назад, которые портятся, как и древний материал, — подчеркивает Ладзарини. — Сера оказывает поистине убийственное действие».

Средств, предупреждающих порчу от загрязнения атмосферы; немного. Как мы уже видели на примере Афин, прежде всего необходимо устранить источники загрязнения окружающей среды. Затем нужно удалить соли, отложившиеся внутри камней, и очистить поверхности от толстых черных корок, которые уродуют здания не только с точки зрения эстетики, но и из-за высокого содержания гипса, порождающего непрерывный процесс кристаллизации солей. Именно эти корки приводят к растрескиванию материалов. Для снятия черных корок существует метод, изобретенный англичанином Кеннетом Земпелом: поверхности очищаются абразивным материалом, состоящим из мельчайших стеклянных бусинок, которые не оставляют следов на камне. Помимо этого венецианские специалисты с помощью американских инженеров разработали новую систему с применением лазера, основанную на поглощении света.

Лазер — это свет, обладающий большой энергией. Как всякий свет, он поглощается черными телами и отражается от белых. Удалив черную корку, лазер останавливается на нижнем, белом слое. Еще во время экспериментирования этот «самоограничивающий» метод использовался для очистки маленьких скульптур и предметов небольшого размера, имеющих особую ценность. Он позволяет производить очень точную очистку, а степень воздействия лазера можно менять, увеличивая или уменьшая силу луча. При этом оказывается физическое, а не механическое воздействие и, следовательно, есть возможность очищать камни, уже укрепленные синтетическими смолами. Пока что удается очищать поверхность размером в восемь десятых квадратного сантиметра за четыре секунды. Специалисты, однако, думают значительно сократить это время, добившись скорости в один и, возможно, в полтора квадратных сантиметра в секунду. Тогда венецианским лазером можно будет в приемлемые сроки производить очистку весьма обширных поверхностей.

В Лаборатории Сан-Грегорио и других научных центрах области Венето, например Падуанском университете, изыскиваются кардинальные системы лечения камня. В будущем можно ожидать, что предметы небольших размеров будут подвергаться обработке в вакууме и что для более эффективного предохранения поверхности камней будут применяться новые синтетические смолы. Однако в этой области дело идет очень медленно. В 1974 году после многолетней работы англичане завершили реставрацию маленькой лоджии Сансовино, образующей основание и вход колокольни базилики Сан Марко. После очистки камень из Вероны вновь приобрел первоначальный красивый красный цвет, но прошло лишь четыре года, и у мрамора снова появился печальный бледно-розовый оттенок. И происходит так потому, что еще нет эффективных защитных смол.

В Венеции для строительства зданий применялось более 150 материалов, и, поскольку у каждого из них свои отличительные свойства, необходимо разработать 150 различных методов обработки. Можно утверждать без риска ошибиться, что будущее города на лагуне во многом находится в руках специалистов, особенно химиков и геологов.

Гигантская задача. Консервация «живого памятника» таких размеров и такого историко-художественного значения, как Венеция, — гигантская задача, требующая огромных финансовых средств и генерального плана, в рампах которого должна получить решение каждая отдельная проблема. Выполнение этой задачи обеспечит достижение определенных целей и удовлетворит основные интересы венецианцев. Противоречивость требований и устремлений замедлила согласование мер по оздоровлению памятника, которые следовало принять уже давно. Но вот большинство препятствий преодолено: разработаны почти все мероприятия для эффективной работы и есть достаточно ясное представление о том, что нужно делать. Специальный закон 1973 года4 уже включил целый ряд положений, предусматривающих консервационные и реставрационные работы, борьбу с загрязнением атмосферы и создание различных специальных органов.

Если рассказать о планах, касающихся Венеции, и критериях, на которых они основываются, не хватит целой книги. Чтобы читатель получил хотя бы общее представление о сложности «венецианского вопроса», приведем несколько примеров. Так, принимаются меры для регулирования уровня моря. Эти работы, сводящиеся пока что лишь к сужению «ворот» или проливов, призваны ликвидировать явление высокой воды. Бессмысленно было бы восстанавливать Венецию, если из-за наводнений по-прежнему будет увеличиваться сырость. Однако, по-мнению многих специалистов, сужения «ворот» недостаточно. Чтобы полностью устранить явление высокой воды, следовало бы построить неподвижные или подвижные шлюзы, вступающие в действие, когда приток морской воды становится избыточным. Специальная комиссия рассматривает ряд проектов, в том числе и такой, который основывается на системе надувных понтонов, поднимаемых со дна в случае необходимости. Некоторые считают, что подвижные шлюзы подорвут работу порта, и сейчас выясняется, обоснованна ли такая озабоченность. Кроме того, будут проведены работы по закреплению берегов лагуны.

Что касается загрязнения окружающей .среды, то удалось добиться изменения в системе отопления домов. Это мероприятие, проведенное в короткие сроки, уже привело к ощутимому улучшению атмосферы.  Например, значительно уменьшился  туман.

Идут работы по восстановлению исторического центра, включая памятники и жилые помещения. Все урбанистические проблемы Венеции охватываются генеральным планом.

Исторический центр. С 1951 года число жителей в историческом центре Венеции постоянно сокращается. Внушительное впечатление производят статистические данные, подтверждающие этот процесс. В 1950 году там проживало 184 447 человек. С тех пор каждые пять лет эта цифра уменьшается на 20 тысяч, снизившись к 1965 году до 123 733. В 1970 году число обитателей материковой части города впервые превысило население исторического центра; в 1975 году в островной части Венеции насчитывалось 105 656 человек, то есть на 78 791 меньше, чем в 1950 году.

К числу причин бегства ученые относят перемещение в Порто-Маргера центра экономической жизни, в особенности портовых операций, но прежде всего — непригодность квартир для жилья. Обследование, проведенное в 1957 году, показало, что в 74 процентах квартир центра нет воды, в 90 процентах — центрального отопления. Неудобства создают также узкие и крутые лестницы, отсутствие лифтов, шаткие стены и пол. Разумеется, эти жилые помещения можно было бы отреставрировать, но обслуживание и ремонт домов в Венеции обходятся, как нигде, дорого из-за трудностей с доставкой материалов. Кроме того, исторический центр малопривлекателен для молодежи, так как там нет спортивных сооружений и мест отдыха. Однако его обитатели веками мирились с неприемлемыми жилищными условиями; к тому же их положение было ненамного хуже, чем на материке. Но теперь, когда строительный бум сделал доступными для всех ванные, лифты, начищенные полы и надежные потолки, старая Венеция стала явно уступать соседним городам, и это привело к обескровливанию города, лишило его жизни.

Стало быть, Венеция обречена стать городом-музеем? Такова, по-видимому, общая судьба всех старинных европейских городов, ибо, как отмечает Пьеро Гаццола, «вся европейская территория — это один исторический центр». И все-таки, возможно, этого удастся избежать, если восторжествуют принципы комплексной консервации, разработанные за последние годы в Европейском совете и обсуждавшиеся с 1963 года на ряде совещаний. Выработанная в результате новая политика преследует двойную цель: с одной стороны, изыскивать охранительные меры, способные предотвратить опасность, которая угрожает культурным ценностям в результате развития экономики и техники, но с другой — проводить их таким образом, чтобы они служили не тормозом на пути развития общества, а, напротив, важным элементом его прогресса и в конечном счете его благосостояния.

«В наше время, когда уже ощущается острая нехватка места для удовлетворения потребностей быстро растущего населения, — писал в «ЕсНсапоп е* Сиииге» Констан Пирло, вице-президент Комитета памятников и памятных мест Европейского совета, — у архитектурного наследия и достопримечательных мест нет никаких шансов уцелеть, если им не будет придана эффективная социальная функция. Всякое старинное здание, не имеющее социального применения, подвергается смертельной опасности: оно портится, безвозвратно разрушается и исчезает. Единственный способ воспрепятствовать этому процессу — это, по-видимому, придавать памятникам новую функцию, благодаря которой он вновь оказывался бы в коловращении жизни. Те, кто ведает охраной архитектурного достояния, могут добиваться сохранения старинных зданий только в том случае, если заранее продумают, как включить их в общественную жизнь».

В Венеции, крупнейшем в мире историческом комплексе, эти новые принципы проходят испытание. Вот почему специалисты многих стран с нетерпением ждут результатов этого эксперимента, а в восстановительных работах участвуют ЮНЕСКО и большое число иностранных ассоциаций.

Венеция не только «каменная летопись, написанная временем и искусством», которую Шатобриан любил читать, опершись на гранитные пилястры мола; сегодня это главным образом стенд для апробирования новых принципов консервации живых памятников, колоссальный эксперимент по спасению города, построенного в давние времена, от превращения в своего рода мумию. Не случайно крупнейшие реставраторы мира именно в городе на лагуне выступили с Международной хартией консервации и реставрации памятников и памятных мест, где говорится, что понятие исторического памятника включает не только отдельное архитектурное творение, но и городское или сельское место, которое свидетельствует о какой-то особой культуре, знаменательной эволюции или об историческом событии; оно включает не только крупное творение, но и скромные объекты,  приобретшие со  временем нынешнее  значение.

В Европе нет недостатка в примерах, когда старинным зданиям и целым кварталам дают новую жизнь и они опять выполняют какую-либо социальную функцию. В Лувене старинный квартал Гроот Бегинхоф, реставрированный Раймоном Леме-ром, превращен в университетский городок; в Великобритании удачно перестроенная пивоварня в Суффолке стала концертным залом. Благодаря богатому воображению архитекторов и градостроителей повсюду в Европе старые здания (железнодорожные станции, монастыри, заброшенные фабрики и др.) обретают новое назначение. Но в Венеции впервые обновляется целая городская агломерация, сохраняя внешний вид, приданный ей зодчими минувших веков, модернизируется для того, чтобы дать людям возможность жить в современных городских условиях.

[/smszamok]

Никто не скрывает огромных трудностей этой работы. «Самая острая проблема — это восстановление жилого фонда, — подчеркивает Джанни Пелликани, заместитель мэра и коммунальный советник по вопросам бюджета. — Мы разработали и вскоре представим опытные образцы жилых домов. Эту модель следует рассматривать как маховик, который запустит всю машину восстановления. Тем временем в сотрудничестве с ЮНЕСКО мы проводим типологическое обследование жилой планировки Венеции. Оно осуществляется по различным, многообразным критериям; полученные данные будут проанализированы с целью определения наиболее подходящего метода скорейшего восстановления домов в Венеции при сохранении их подлинной исторической и культурной ценности».

Спасение Венеции — это не просто чрезвычайно трудная задача, это также работа, требующая много времени.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago