Антитеза  основной принцип «Войны и мира»  и «Преступления и наказания»,  заложенный уже в их заглавиях.  Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения  системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто  демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на чело века. В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского  содержится проблема:  заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово «война» означает в «Войне и мире» не только военные действия,  не только события,  происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей /вспомним такую войну из за наследства графа  Безухова и даже их душах.  Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово «мир»:  миръ как антитеза войне и»мiръ» как общность  людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало «Война и миръ»,  то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь. Само сочетание «война и мир» мы можем встретить у Пушкина в «Борисе Годунове»:

Уже в  пушкинском контексте сочетание «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом.  Таким образом, мир  это категория универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны,  совершенно ясно, что понятия преступление и

наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. «Преступление и наказание»  это произведение,  ставящее глубинные философские и нравственные проблемы. Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами:  на одном полюсе  добро и мир,  объединяющие людей,  на другом  зло и вражда,  разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности  вовремени».  Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям,  по мысли автора,  несут в себе начала «живой жизни» и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.

Через весь  роман проходит антитеза «правильность  неправильность»,  «внешняя красота  живое очарование». Для Толстого неправильные  и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее,  чем античная красота Элен: жизнерадостный /пусть и не к месту смех Наташи в тысячу раз милее «неизменной» улыбки Элен.  В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному,  естественное театральному.  Для  Толстого «ошибки» Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.

Законченным воплощением начала войны в романе  стал  Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером.  Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные  образцы.  Полным антиподом Наполеона является в романе Куту зов. Он является истинным выразителем духа нации.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago