Значительную часть своего пути писатель М. Ильин (псевдоним Ильи Яковлевича Маршака, брата поэта, 1895—1953) прошел в дружеском общении с М. Горьким, высоко ценившим его способность просто и увлекательно рассказывать детям о чудесном в мире науки, о человеке — творце «второй природы», преобразованной его трудом. Инженер-химик по специальности, Ильин начал писать со студенческих лет (рассказы по химии и физике напечатаны в детском журнале «Новый Робинзон»). Ильин был замечательным мастером своего дела, опыт его поучителен, и те из его книг, которые отражают прошлое нашей страны (как, например, «Рассказ о великом плане»), во многом и сегодня сохраняют для нас свою историческую ценность.
«Исключительный успех «Рассказа»,— писал Горький, — объясняется редчайшей способностью Ильина говорить просто и ясно о явлениях сложных и вещах мудрых». Горький отметил самое существенное в литературном даровании Ильина и в содержании его произведений: искусство художника-популяризатора и то живое чувство современности, ее политических запросов, которое отличает Ильина-пропагандиста. В цикле рассказов 20-х годов, позднее объединенных под общим названием «Рассказы о вещах» (1936), наметились черты индивидуального стиля писателя.
Заставить маленького читателя увидеть необычное в обычном: понять причинность связей между вещами и явлениями, встречающимися в повседневном быту,— так уже на первых порах понимал свою задачу Ильин. «Сто тысяч почему» — один из характерных рассказов этого цикла — задуман как путешествие по обыкновенной жилой квартире, на самом деле вовсе не «обыкновенной», а «незнакомой, удивительной, загадочной стране». Водопроводный кран и печка, кухонная полка и буфет таят в себе, оказывается, множество вещей и явлений, о происхождении которых мы часто не имеем представления, хотя пользуемся ими каждый день.
Мир привычных, обиходных вещей не замкнут в себе —писатель постоянно стремится выйти за пределы этого мирка, через малое показать большое. Так, мыльные пузыри оказываются не только приятным развлечением: наблюдая их «работу», инженеры создали новый метод обогащения руды. М. Ильин пишет о вещах, но его настоящие герои не вещи, а люди. В этом убеждают нас и маленькая повесть об изобретении фарфора, и полный драматизма рассказ о том, как был раскрыт секрет изготовления зеркала, и забавный анекдот об английском путешественнике, который первым вывез из Италии диковинное приспособление — столовую вилку.
То особенное и качественно новое, что было сделано Ильиным в «Рассказах о вещах», состоит не в механическом сочетании разнообразных сведений, а в искусном их сплаве, придающем его рассказу о науке занимательность, а порою и подлинную поэзию.
В основе сюжетов других рассказов лежит не вымышленное путешествие, а история изобретения, ставшего важной вехой в развитии культуры и прогресса (искусственный свет, измерение времени, письменность).
В характерных для Ильина коротких главках-эпизодах развертывается история борьбы человека с ночью («Солнце на столе»). Это путь напряженных усилий изобретательского гения, создавшего и первобытный костер, и простую крестьянскую лучину, и факел, и керосиновую лампу, сменившуюся, наконец, газовым рожком и электрической лампой.
В цикле «Который час?» автор показывает, как постепенно усложнялся часовой механизм, какой живой интерес к часовому делу проявляли многие талантливые механики, соединяя остроумную выдумку с терпением и мастерством. Ильин говорит здесь и о противоречивости прогресса науки и техники в классовом обществе. Например, в цикле «Солнце на столе» писатель рассказал, как в конце прошлого века возникла острая борьба между промышленными «королями», заинтересованными в распространении электрического и газового освещения.
Коротка, стремительна фраза Ильина, образна речь («У одной машины — зуб, у другой — хобот, у третьей — кулак. Одна грызет, другая сосет, третья — бьет»).
Каждая маленькая глава несет в себе определенный заряд чувства. Часто это чувство вызвано героическим поведением самих строителей. Таковы главы, посвященные строительству Днепрогэса («Как река опрокинула стальную стену» — о том, как человек все-таки осилил природу). Внезапность нападения стихии, опрокинувшей преграду, мужество рабочих-водолазов, огненной струей режущих сталь под водой,— все это передано в сжатом, насыщенном действием рассказе.
Глава «Сумасшедшая страна» — пример боевой публицистики Ильина, включающей яркие черты сатиры. Публицистика в детской книге — художественное открытие писателя. Перед нами возникают образы капиталистического мира, охваченного кризисом. Молоко, вылитое в реку, кофе, сожженое в паровозных топках, чтобы не допустить снижения рыночных цен,— все эти зловещие факты приобретают широту обобщения. В произведении была удачно осуществлена горьковская идея соединения пропаганды науки и техники с социальным воспитанием молодого по-< коления. Эти задачи писатель решал и в последующих своих произведениях — «Горы и люди», «Сегодня и вчера».
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…