Значительную часть своего пути писатель М. Ильин (псевдоним Ильи Яковлевича Маршака, брата поэта, 1895—1953) прошел в дружеском общении с М. Горьким, высоко ценившим его способность просто и увлекательно рассказывать детям о чудесном в мире науки, о человеке — творце «второй природы», преобразованной его трудом. Инженер-химик по специальности, Ильин начал писать со студенческих лет (рассказы по химии и физике напечатаны в детском журнале «Новый Робинзон»). Ильин был замечательным мастером своего дела, опыт его поучителен, и те из его книг, которые отражают прошлое нашей страны (как, например, «Рассказ о великом плане»), во многом и сегодня сохраняют для нас свою историческую ценность.

«Исключительный успех «Рассказа»,— писал Горький, — объясняется редчайшей способностью Ильина говорить просто и ясно о явлениях сложных и вещах мудрых». Горький отметил самое существенное в литературном даровании Ильина и в содержании его произведений: искусство художника-популяризатора и то живое чувство современности, ее политических запросов, которое отличает Ильина-пропагандиста. В цикле рассказов 20-х годов, позднее объединенных под общим названием «Рассказы о вещах» (1936), наметились черты индивидуального стиля писателя.

Заставить маленького читателя увидеть необычное в обычном: понять причинность связей между вещами и явлениями, встречающимися в повседневном быту,— так уже на первых порах понимал свою задачу Ильин. «Сто тысяч почему» — один из характерных рассказов этого цикла — задуман как путешествие по обыкновенной жилой квартире, на самом деле вовсе не «обыкновенной», а «незнакомой, удивительной, загадочной стране». Водопроводный кран и печка, кухонная полка и буфет таят в себе, оказывается, множество вещей и явлений, о происхождении которых мы часто не имеем представления, хотя пользуемся ими каждый день.

Мир привычных, обиходных вещей не замкнут в себе —писатель постоянно стремится выйти за пределы этого мирка, через малое показать большое. Так, мыльные пузыри оказываются не только приятным развлечением: наблюдая их «работу», инженеры создали новый метод обогащения руды. М. Ильин пишет о вещах, но его настоящие герои не вещи, а люди. В этом убеждают нас и маленькая повесть об изобретении фарфора, и полный драматизма рассказ о том, как был раскрыт секрет изготовления зеркала, и забавный анекдот об английском путешественнике, который первым вывез из Италии диковинное приспособление — столовую вилку.

То особенное и качественно новое, что было сделано Ильиным в «Рассказах о вещах», состоит не в механическом сочетании разнообразных сведений, а в искусном их сплаве, придающем его рассказу о науке занимательность, а порою и подлинную поэзию.

В основе сюжетов других рассказов лежит не вымышленное путешествие, а история изобретения, ставшего важной вехой в развитии культуры и прогресса (искусственный свет, измерение времени, письменность).

В характерных для Ильина коротких главках-эпизодах развертывается история борьбы человека с ночью («Солнце на столе»). Это путь напряженных усилий изобретательского гения, создавшего и первобытный костер, и простую крестьянскую лучину, и факел, и керосиновую лампу, сменившуюся, наконец, газовым рожком и электрической лампой.

В цикле «Который час?» автор показывает, как постепенно усложнялся часовой механизм, какой живой интерес к часовому делу проявляли многие талантливые механики, соединяя остроумную выдумку с терпением и мастерством. Ильин говорит здесь и о противоречивости прогресса науки и техники в классовом обществе. Например, в цикле «Солнце на столе» писатель рассказал, как в конце прошлого века возникла острая борьба между промышленными «королями», заинтересованными в распространении электрического и газового освещения.

Коротка, стремительна фраза Ильина, образна речь («У одной машины — зуб, у другой — хобот, у третьей — кулак. Одна грызет, другая сосет, третья — бьет»).

Каждая маленькая глава несет в себе определенный заряд чувства. Часто это чувство вызвано героическим поведением самих строителей. Таковы главы, посвященные строительству Днепрогэса («Как река опрокинула стальную стену» — о том, как человек все-таки осилил природу). Внезапность нападения стихии, опрокинувшей преграду, мужество рабочих-водолазов, огненной струей режущих сталь под водой,— все это передано в сжатом, насыщенном действием рассказе.

Глава «Сумасшедшая страна» — пример боевой публицистики Ильина, включающей яркие черты сатиры. Публицистика в детской книге — художественное открытие писателя. Перед нами возникают образы капиталистического мира, охваченного кризисом. Молоко, вылитое в реку, кофе, сожженое в паровозных топках, чтобы не допустить снижения рыночных цен,— все эти зловещие факты приобретают широту обобщения. В произведении была удачно осуществлена горьковская идея соединения пропаганды науки и техники с социальным воспитанием молодого по-< коления. Эти задачи писатель решал и в последующих своих произведениях — «Горы и люди», «Сегодня и вчера».

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago