Футуризм и другие формалистические течения были настолько далеки от подлинного искусства, что при самом своем зарождении вызывали резкое осуждение современников. Остроумно и зло высмеял футуристические трюкачества талантливый поэт-сатирик Саша Черный (Александр Михайлович Гликман, 1880—1932) в стихотворении «Рождение футуризма» (1912) и других произведениях. Так называемое «новое искусство» стало объектом хлестких фельетонов Аркадия Аверченко («Крыса на подносе» и др.).

Так завершилась попытка «обновить» искусство, предпринятая модернистскими школами в русской литературе. Начало этому пололсили символисты, люди, не лишенные эстетического чутья, но отвергавшие общественную роль искусства, его социальное содержание, пытавшиеся, и небезуспешно, разорвать диалектическую связь между формой и содержанием. Случилось то, против чего предостерегал еще Белинский: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержаиие; и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму» ‘.

Нельзя отрицать того, что модернизм, особенно в первой стадии развития — символистской, внес некоторый вклад в поэтику. Символисты умели выражать тончайшие движения души, потому-то так долго были связаны с символизмом Брюсов и Блок.

Поиски новых форм, предпринятые футуристами, привлекли к ним Маяковского. Модернизм выдвинул таких крупных теоретиков стиха, как В. Брюсов, А. Белый, С. Бобров.

Многие из символистов и акмеистов были превосходными переводчиками. Но это лишь одна сторона дела. Основные тенденции в творчестве наиболее талантливых и общественно активных поэтов вели их в сторону от модернизма — на главную магистраль русского искусства.

Известный советский литературовед А. Бушмин писал по этому поводу: «Не исключено, конечно, хотя и нуждается еще в веских доказательствах, что крупнейшие русские поэты XX века Блок и Маяковский, пройдя через стадию модернизма, сделали для поэзии какие-то художественные приобретения. Но ведь еще вопрос: чего было больше на этой стадии — приобретений или утрат? И не была ли бы творческая судьба этих поэтов более счастливой, если бы развитие их начиналось вне сферы модернизма?.. Слабых модернизм растлевал и подминал, сильные искали и находили выход на просторы прогрессивного, идейного творчества» 2.

Таким образом, модернизм в русской литературе XX века был частью общего разложения буржуазной идеологии и культуры и свидетельствовал о сложных и противоречивых процессах, происходивших в русском искусстве. Вряд ли его можно рассматривать как этап в развитии литературы, поскольку модернизм не был связующим звеном в той линии ее развития, которая выражала прогрессивные тенденции духовной жизни народа.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago