Фольклор и книжная поэзия определили две струи в развитии пролетарской литературы: стихийное творчество рабочих, вначале еще не поднявшихся до осознания социалистических идей, и поэзию интеллигентов-марксистов, профессиональных революционеров, в стихах и песнях которых находили эмоциональное воплощение идеи социализма, призывы и лозунги партии. В творчестве рабочих поэтов заметно было прямое продолжение и развитие рабочего фольклора, а также обращение к поэтам-демократам прошлого. Поэты же из среды интеллигентов широко использовали те произведения, которые возникали на высшем этапе революционного движения в Европе, или наиболее революционно заостренные стихи, созданные в среде русских народников: «Марсельеза» П. Лаврова, «Замучен тяжелой неволей» («Последнее прости!») Г. Мачтета. Заметна была и разница в стиле: яркая романтичность, эмоциональность, героическая патетика, призывность отличали стихи революционных интеллигентов от стихов поэтов-рабочих, тяготевших к повествовательной манере. Со временем обе струи сольются в творчестве наиболее крупных представителей пролетарской поэзии, в частности в творческой практике Демьяна Бедного.
Зачинателями пролетарской поэзии являются поэты-рабочие Е. Нечаев, Ф. Шкулев, М. Савин, Ф. Гаврилов. В их произведениях, созданных в 80—90-е годы, нашел наиболее яркое и конкретное отражение быт и тяжелый труд рабочих. На первых порах преобладали жалобы на тяжкую долю, на невыносимые условия труда на заводе, и это было характерно для раннего пролетарского сознания. Однако уже тот факт, что труд рабочих становится основной темой литературного творчества, определяет пролетарскую поэзию как новое явление в русской литературе, её история и начиналась именно с этого — с тематического признака. Непосредственная же связь с жизнью и борьбой рабочего класса расширяла политические горизонты первых поэтов-рабочих.
Егор Ефимович Нечаев (1859—1925)—один из наиболее талантливых рабочих поэтов. Свой сборник 93 года поэт назвал «Вечерние песни», так как стихи писались по вечерам, после работы. Начиная с 9-летнего возраста, на протяжении 45 лет Нечаев работал на стекольном заводе. Читать он научился лишь в 7 лет, а в 22 года впервые познакомился со стихами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова. Первые стихи Нечаева относятся к началу 80-х годов. В них поэт рассказыват о тяжелом, изнурительном труде рабочих стекольного завода — «гутарей» («На работе», «Неудача» и Др.). Значение и изобразительная сила этих стихов объясняется прежде всего тем, что в них впервые в русской поэзии нарисованы картины труда, увиденные глазами самого труженика.
В стихах Нечаева 90-х годов звучит уже и надежда на лучшую долю. Обращается поэт и к теме трудовой и человеческой гордости рабочего («Безработный»).
Несмотря на то, что Нечаев оставался в основном поэтом узкой рабочей темы, насыщенность стихов высокой идеей политической борьбы придает его творчеству широкое социальное звучание. В период революции 905 года в его поэзии мощно звучат революционные призывы.
Расширяется и культурный кругозор поэта. Еще в 80-е годы он обращался к традициям Лермонтова («Колыбельная песня хрустальщиков»), Некрасова («Кумушки») и др. От внешнего подражания он идет к глубокому освоению традиций и к осмыслению судеб русских и украинских писателей и их роли в жизни страны и народа (стихи, посвященные памяти Г. Успенского, Плещеева, Некрасова, Кольцова, Шевченко). В стихотворении «Родина» Нечаев называет дорогие ему имена писателей, среди которых и имя великого Кобзаря. Плодотворной была деятельность Нечаева как переводчика стихов М. Конопницкой, Я- Ку-палы, Я- Коласа, Я- Райниса; среди его переводов есть и стихотворения Т. Шевченко, а также стихи украинского поэта-рабочего Андрея Бобенко.
Характерен путь Филиппа Степановича Шкулева (1868—1930), который, подобно многим детям бедняков, девятилетним ребенком начал трудовую жизнь на фабрике. Вскоре он стал инвалидом: правая рука попала в машину. С большим трудом удалось ему устроиться подручным в овощную лавку. Эти обстоятельства усложнили путь поэта, оторвав его от рабочего коллектива.
Шкулев начал писать стихи с 5 лет, но активная литературная работа относится к началу 90-х годов, когда он познакомился с группой писателей из народа — М. Леоновым, М. Цыгановым и др. На протяжении всего десятилетия основной темой его стихов, написанных в традициях А. Кольцова и И. Сурикова, были жизнь и труд крестьянина. Идея народа в ранних стихах Шкулева часто персонифицируется в обобщенном образе пахаря («Думы», «Пахарь»). Пишет поэт и о людях других профессий — о ткаче, прачке, каменщике и т. д. Однако на раннем этапе творчества в его стихах еще не чувствуется классового самосознания рабочего человека, основные мотивы этих стихов — тяжелый труд, терпеливое упование на лучшую долю, порой — чувство безысходности.
Но уже в 903 году в поэзии Шкулева появляются новые интонации, слышится голос труженика, обретшего чувство человеческого достоинства. По-иному — требовательно и гневно обращается он к угнетателям («Я не просить пришел у вас»). По-иному звучит теперь и тема труда. В поэзию Шкулева все увереннее входит образ рабочего как борца за новую жизнь («Гимн труду», 1904).
В годы первой революции голос Шкулева становится особенно громким и мужественным. Он пишет о героике баррикадных боев, излюбленным образом-символом его становится знамя революции («Красное знамя», «На баррикадах» и др.). Стихи Шкулева проникнуты радостным предчувствием победы. Об этом говорят уже их заголовки («Пробуждайся, народ!», «Вставайте, силы молодые», «Гуди, набат»).
Любовь Шкулева к обобщенным образам сказывается и в эти годы. На смену пахарю приходит символический образ кузнеца как творца новой жизни. Яркое художественное выражение этот символ нашел в стихотворении «Мы кузнецы, и дух наш молод» (906). Положенное на музыку самодеятельным композитором Скворцовым, оно стало одной из самых популярных песен русского и международного пролетариата. Текст этой песни переведен на многие языки народов нашей страны, в том числе на украинский и на иностранные.
Образ кузнеца как символ пролетария — борца за свое освобождение характерен и для поэзии других народов нашей страны. Так, А. Акопян создает образ кузнеца, который ударом молота разобьет цепи, сковавшие народ: «Товарищ, бей, ударь сплеча!.. Чтоб день над тьмою ночи встал, чтоб искры солнцем стали!» («Песня кузнеца», 905).
Важно подчеркнуть, что Акопян, член большевистской партии с 904 года, глубоко понимал реальный смысл этого символа. «Революция 905 года,— писал он уже в советские годы,— была кузницей, в которой закаливалось сознание рабочего класса» ‘.
Путь Е. Нечаева и Ф. Шкулева весьма показателен для развития пролетарской поэзии. Они четко сознавали цель своего творчества. Ясен и определенен был для них и адресат, к которому они обращались с пламенным словом революционного призыва. В этом состоит одна из важнейших особенностей социалистического искусства: глубокое понимание художниками своей идейной позиции, роли искусства в жизни и борьбе народа.
Аналогичный путь прошли украинские рабочие поэты Антон Шабленко и Трофим Романченко. М. Горький, который горячо поддержал литературные опыты А. Шабленко, писал ему в 900 году в ответ на присланные ему стихи (по-видимому, сб. «Нова хатина»): «Вы, наверно, поймете, какой интерес для меня представляет свой брат, рабочий, склонный к писанию стихов… Очень важно, чтобы наш брат заговорил, наконец, громко и на своем языке, свои речи».
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…