История должна с помощью философии ставить проблемы познания общих понятий, законов, причин. Нет науки о единичном. В основе классификации наук лежат методы ими применяемые в исследовании. Исторические методы не идентичны методам наук о природе, они глубоко специфичны. Степень познаваемости объектов науки зависит от познающего субъекта, его точек зрения, эрудиции, личных способностей и т. п.
Эти выводы свидетельствуют о том, что неокантианский историзм во многом
[smszamok]
противостоял не только позитивизму, но и марксизму. Вместе с тем принципы неокантианства были восприняты французской историографией XX в. Разработанные для нужд истории Э. Дюркгеймом, Ф. Симианом, А. Берром, о чем речь пойдет ниже, они в немалой степени способствовали выведению школы «Анналов» на тот высокий уровень, который ныне является общепризнанным.
Становление историков «русской исторической школы» пришлось на 70-е годы XIX в., т. е. на время кризиса «первого позитивизма» 29, который плодотворно преодолевался в их исследованиях, посвященных изучению сюжетов Французской революции, восприятием и марксистских идей. Историк Г. П. Мягков пишет: «Сделав выбор в пользу философии позитивизма, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов вместе с тем восприняли элементы материалистической интерпретации исторического процесса. Это было, фактически, поиском путей выхода из наметившегося к 70-м годам кризиса платформы «первого позитивизма».
В ходе упоминавшихся выше дискуссий в советской исторической науке о кризисе исторического знания в России на рубеже веков вновь был поставлен вопрос о причинах влияния марксизма на российскую историографию. В свое время Н. И. Кареев ответил на него. Объясняя прогресс исторических исследований в области экономической истории, он писал, что «явление это объясняется не специальным влиянием доктрины экономического материализма (здесь ученый подразумевал марксизм — Л. Т.)», а «общими условиями современности, все более и более указывающими на важное значение экономического фактора в общественной жизни, и развитием исторической науки, которая все больше и больше расширяет предмет своего видения и умножает подлежащий обработке материал».
Историки, которых научная традиция объединила в «русскую историческую школу», искали путей выхода из кризиса не только в восприятии отдельных положений марксизма, но и в усвоении некоторых постулатов неокантианства. Его проникновение в историческую науку России началось почти сразу же после создания этой школы. Последствия проникновения неокантианства были двоякого рода. С одной стороны, неокантианство оказывало влияние на творчество историков, воспринимавших его отдельные постулаты и с новых, отчасти «неокантианских, методологических позиций» критиковавших позитивистскую историографию, не порывая при этом с позитивизмом. К числу таких «критических позитивистов» томский историк А. Н. Нечухрин относит Р. Ю. Виппера, В. П. Бузескула, Е. В. Тарле и Д.М. Петрушевского, которые, начиная с середины 90-х годов XIX в., писали о кризисе научного метода анализа и понимания явлений прошлого. Их атакам подвергались как ученые, разделявшие научную платформу первого позитивизма, так и сторонники идеализма. Они критиковали предшествующую историографию за идеализм, игнорирование социально-экономического фактора в истории, высоко оценивая марксистскую теорию, и разрабатывали социально-экономические проблемы в своих трудах. А. Н. Нечухрин пишет, что для них характерно «конкретно-историческое изучение. явлений прошлого», сочетание исторического и сравнительного, социологического их анализа; последний ориентировал научный поиск на изучение статики и в трудах Е. В. Тарле сопровождался критикой теории исторического прогресса. «Русские критические позитивисты» — пишет томский историк, — видели корни кризисных явлений в неразработанности, нерешенности, пренебрежении к гносеологическим проблемам исторического познания, обратили внимание на опыт немецкого неокантианства в этой области, к которому «отнеслись осторожно» х.
С другой стороны, невозможно не отметить радикальную критику позитивизма в российской историографии, которая велась с неокантианских позиций, и широкое распространение в начале XX в. идей баденской школы .
Как уже отмечалось, в 1902 г. с критикой позитивизма выступил А. С. Лаппо-Данилевский. Принципы социологической доктрины О. Конта опровергались им с позиций неокантианской теории исторического познания. Одним из первых этот факт констатировал Н. И. Кареев, обратив внимание на то, что сборник «Проблемы идеализма», где поместил свою статью А. С. Лаппо-Данилевский, в целом имел антипозитивистскую направленность.
[/smszamok]
С начала 1900-х годов А. С. Лаппо-Данилевский все больше внимания уделял разработке проблем истории исторической науки и теории исторического знания в соответствии с принципами неокантианства. Исследовательница Р. А. Киреева подчеркнула, что на новых подходах к историографии «сказалось» влияние международных конгрессов, участником которых А. С Лаппо-Данилевский был с 1900 г.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…