Фабула и сюжет романа «Младенчество Вячеслава Иванова

Как это выглядит на деле, видно из сопоставления фабулы с ее ассоциативно-лирическим ореолом. Фабула, как уже говорилось, совершенно элементарна. Описывается раннее детство мальчика с малозаметными забеганиями в более позднее время. Рассказывается о его родителях — отец и мать подаются в ярком сопоставлении, отдаленно напоминающем героев «Онегина», — о местах, где они жили, о болезни и смерти отца и о конце младенчества. Рассказ мог бы быть вполне тривиальным, если бы речь не шла о рождении поэта, а поэт, по Вяч. Иванову, это не только художник, но и жизнеустроитель, создатель мира, «демиург», участник исторического процесса, направляющий время. Поэт — это призвание, высокое восхождение, религиозная миссия, его жизнь изначально полна предчувствий и предзнаменований. В этом-то и заключается содержание «Младенчества»: метафизический смысл просвечивает сквозь собственно «романный». Дву-составность задается вступлением, идущим впрямую от имени «зрелого» автора:

  • Вот жизни длинная минея,
  • Воспоминаний палимпсест,
  • Ее единая идея —
  • Аминь всех жизней — в розах крест.
  • Стройна ли песнь и самобытна
  • Или ничем не любопытна —
  • В том спросит некогда ответ
  • С перелагателя Поэт.
  • Размер заветных строф приятен;
  • Герою были верен слог.
  • Не так поэму слышит бог,
  • Но ритм его нам не понятен.
  • Солгать и в малом не хочу:
  • Мудрей иное умолчу .

Читатель сразу вводится в средоточие идеи: перед ним прочтение жизни, которое является частичным переложением («мудрей иное умолчу») истинной книги всего бытия, написанной его творцом. Поэт — пророк, передатчик голоса бытия. Уже здесь, в романе, исподволь пробивается лермонтовский мотив («Поэт»), впоследствии расширяющийся в лермонтовский фон, глубоко значимый наряду с пушкинским. Столь же объемна и разнопланова первая строфа, где говорится об отце и о рождении героя:

  • Отец мой был из нелюдимых,
  • Из одиноких — и невер.
  • Стеля по мху болот родимых
  • Стальные цепи, землемер
  • (Ту груду звучную, чьи звенья
  • Досель из сумерек забвенья
  • Мерцают мне, чей странный вид
  • Все память смутную дивит),
  • Схватил он семя злой чахотки,
  • Что в гроб его потом свела.
  • Мать разрешения ждала,
  • И вышла из туманной лодки
  • На брег земного бытия

Цепи землемера — это еще и земные цепи, скованность в чужом, неблагоприятном пространстве, на брег которого высаживается и изгнанница-душа. Снова перед нами лермонтовский мотив («Ангел»), за которым встает философия Платона и многое другое. Не менее значима и лодка: метонимически вводимая мифологема воды, которая в дальнейшем будет выступать как первоначало. Мать героя — совершенная противоположность одинокому, неверующему отцу. Она едва ли не главная героиня романа, так как ее жизнь описана подробнее всего, и особенно важна ее роль в воспитании сына. Именно ее предчувствия и предвидения определяют его путь. Мать — романтическая натура, достаточно образованная: была чтицей в немецкой семье. Но главное в ней — живая народная вера, сочетающаяся с русской сметливостью:

  • С наивным опытом видений,
  • С бесплотным зрением теней
  • По-русски сочетался в ней
  • Дух недоверчивой догадки,
  • Свободный, зоркий, трезвый ум.
  • Но в тишине сердечных дум
  • Те образы ей были сладки…

Это настоящая русская дева, кровь с молоком, косы до пят, дивный голос — тип Татьяны Лариной. После смерти немцев долго живет одна с Татьянушкой, будущей няней героя. Она уже собиралась в монастырь, уже ей было немало лет (реально сорок!), когда к ней посватался вдовец около пятидесяти лет с двумя сыновьями. Вскоре она родила сына, чему предшествовало знамение:

  • …по псалтыри,
  • В полночный, безответный час,
  • Беременная, со слезами,
  • Она, молясь пред образами,
  • Вдруг слышит: где же?.. точно, в ней –
  • Младенец вскрикнул!.. и сильней
  • Опять раздался заглушённый,
  • Но внятный крик…
  • (С. 346)

Она истолковала этот знак как предвестие высокой участи своего сына:

  • Но в этом мире было ей
  • Поэта званье всех милей.

Нельзя не отметить, что крик ребенка в чреве означает вместе с особой участью грядущие испытания и страдания, боязнь и нежелание воплощения (ср. мотив изгнанницы-души). Все это хорошо видно, например, при рождении Дейрдре, трагической героини одной из ирландских саг.

Детство проходит в старинных тихих переулках Москвы, но дом стоит у зоологического сада, и за забором воют волки, или вдруг просовывается морда носорога. Это вовсе не страшно, но позже воспринимается как желанная жизнь вплотную к пространству Эдема:

  • Как эхо флейт в притворе гулком
  • Земной тюрьмы, — не умирай,
  • Мой детский, первобытный рай!

Однако, живя в совершеннейшей сухопутности, ребенок все чаще ощущает зов неведомого ему пространства:

  • Почто я помню гладь морскую
  • В мерцаньи бледном — и тоскую
  • По ночи той и парусам
  • Всю жизнь мою? — хоть (знаю сам)
  • Та мгла в лицо мне не дышала,
  • Окна не открывал никто,
  • Шепча: «вот море»… И ничто
  • Сей грезы чуждой не внушало.
  • Лишь поздно очи обрели
  • Такую ночь и корабли.
Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago