Для третьего этапа экономического развития стран стали характерными экономический спад и появление кризисных явлений в экономике. Прежде всего это обусловлено тенденцией к снижению мировых цен на нефть Начиная с 1982 г. цена постепенно уменьшалась, составив в 1985 г. — 28 долл. за бар., и резко упала в 1986 г. д0 13,3 долл. за бар. Т.е. уменьшилась сравнительно с 1981 г. более чем в 2,6 раза. Такое падение мировых цен вызвало резкое снижение мирового спроса на нефть, которое стало результатом, с одной стороны, реализации в индустриальных странах Запада программ по энергосбережению и уменьшение доли нефти в энергетическом балансе, а с другого — экономическим спадом 1980 -1982 pp. и общим замедлением темпов роста ВВП в центре и на периферии. Вместе с тем промышленное развитые страны повысили уровень самообеспечения нефтью из 42,2 до 55,3% в первой 80-половине х лет за счет ее добычи в Северном море (Великобритания, Норвегия), США, Канаде. Появились также приблизительно 20 новых экспортеров нефти сред стран, которые развиваются. Все это обозначилось на мировом нефтяном рынке и вызвало его дестабилизацию.
С 1987 г. спрос на нефть возрос, что стимулировалось как низкими ценами, так и ускорением роста мировой экономики, а это, в свою очередь, вызвало определенное повышение цен на нефть. Максимального уровня она достигла во время войны в Кувейте в 1990 г. — 22,0 долл. за бар. Дестабилизация рынка нефти, которая проявилась в 80-те года, продолжительная и на начала 90-х лет. В конце 1993 г. произошел коллапс нефтяного рынка. На главных биржах стоимость барреля редкого топлива равняла 13,5 долл. против 20 долл. в начале года. В реальных ценах это было даже ниже, чем 20 лет тому, к первый нефтяного шока. Рынок оказался перенасыщенным топливом. Специалисты считают, что началась настоящая нефтяная война, участниками которой, с одной стороны, стали Норвегия и Великобритания, которые добывают ее в Северном море, а с другого — Саудовская Аравия и другие арабские страны, которые, несмотря на значительные збитки от снижения цен, не только форсируют добычу нефти, а и увеличивают ее продажу из старых запасов ОПЕК вследствие полной невозможности контролировать состояние нефтяного рынка отказалась от любых попыток ограничить добычу нефти странами-членами организации. Это решение было принято во время переговоров о снятии экономических санкций из Ирака. Фактически ОПЕК отказалась от своей главной функции — определение системы квот, с помощью которой традиционно старалась повлиять на ценообразование Значительное и довольно продолжительное снижение цен на нефть привело к сокращению экспортных нефтяных прибылей и заставило эти страны впервые в своей нефтяной истории приспосабливаться к новым финансовым возможностям, их финансовые ресурсы перестали казаться неограниченными. Если принять уровень доходов от вывоза нефти в 1981 г. за 100%, то в 1986 г. он снизился в Саудовской Аравии до 18,0%, ОАЕ — ,до 32,4, Кувейте — до 42, Катаре — до 30,2%.
Вследствие высокой зависимости воспроизведенного процесса стран Близкого и Среднего Востока от нефти значительно уменьшились все государственные доходы. Например, в ОАЕ из 1982 — 1983 pp. по 1985 — 1986 финансовый год они сократились на 56, Саудовской Аравии — 32%. Поэтому правительства этих стран начали решительно сокращать государственные расходы: за этот период они снизились соответственно на 66 и 43%. Аналогичные процессы произошли и в других странах региона. Фактически все статьи государственных бюджетов сокращались. Прежде всего это касалось капиталовложений в развитие инфраструктуры промышленности, жилищного строительства и местного хозяйства. Значительно уменьшились расхода на обеспечение государственных кредитных учреждений. Правительства старались сократить объем государственного субсидирования воспроизведенного процесса и остановить усиление его зависимости от нефтяных доходов, которое наблюдалось в 70-х — в начале 80-х лет. Государство действовало при этом во всех направлениях: сокращала объем подрядов на новое строительство и сдерживала старое, уменьшала субсидирование цен, снижала уровень жизни населения, старалась увеличить государственные доходы, не связанные с добычей. В 1984 — 1985 pp. в Саудовской Аравии, например, впервые после 1972 г. были повышены тарифы на электроэнергию и воду, снижено официальные закупочные цены на пшеницу. Пробовали восстановить налоговую базу государственных бюджетов, разрушенную в 70-те года, в 1988 г. сократились расхода даже в тех сферах экономики, которые раньше были нетронутыми: ассигнование на оборону, охрану здоровье, социальное развитие. Чтобы возобновить доходную часть бюджета, правительство страны вынужденный был выпустить облигационные займы в объеме 8 млрд долл. и значительно повысить импортные пошлины — выше 7%. Но экономические меры, направленные на уменьшение зависимости процесса воспроизведения и уровня жизни от государственных расходов, были ограниченными и неожиданными, что стало одной из причин появления в последние годы в странах Близкого и Среднего Востока такого явления, как дефицит.
Необходимость регулировать баланс текущих операций требовала сдержать импорт, а именно: ввести его налогообложение, протекционные мероприятия относительно местной промышленности, девальвацию национальной валюты. С другой стороны, улучшить платежный баланс страны региона старались за счет диверсификации экспорта,.
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…