После ливийского кризиса МНК фактически потерял прямой контроль над добычей нефти и системой ценообразования на редкое топливо. Компании картеля начали покупать нефть не на внутрифирменных, а на коммерческих условиях по официальным продажным ценам ОПЕК. Но МНК продолжал контролировать транспортировка, переработку и сбыт нефти. Итак, в его распоряжении оставались незаурядные рычаги влияния на спрос нефти  путем манипуляций с запасами редкого топлива. После относительно безрезультатного первого десятилетия существования усилилась могущество ОПЕК. С того времени именно страны — экспортеры нефти имели возможность устанавливать  цены на мировом рынке и в значительной мере контролировать нефтедобычу Начался быстрый рост цен на сырую нефть: на протяжении нескольких месяцев  в конце 1973 — в начале 1974 г. 13 стран ОПЕК подняли цену из 2,59  дол. до 11,65 долл. за бар. С 1970 по 1981 г. цены на нефть выросли беспрецедентно: их номинальный уровень возрос в 19 раз, а реальный, с учетом инфляции, — в шесть раз.

Такое развитие событий привело к структурному кризису в мировому  хозяйстве — энергетической, которая переплелась с циклическими кризами 70 —  80-х лет и обусловила их остроту и глубину. Начался второй этап развития  мирового нефтяного рынка, который закончился

[smszamok]

на 80-начала х годов. Развитие событий в 70-х годах привел к росту авторитета, значение  и роли стран Близкого и Среднего Востока в мировом хозяйстве. За ими закрепилась роль ведущих производителей и экспортеров редкого топлива. Значительно усилилась зависимость промышленно развитых государств от снабжения нефти из стран Близкого и Среднего Востока: западноевропейские страны удовлетворяли за счет импорта ближневосточной нефти до 2/3 своих нужд в редком топливе, Япония — 80-85%, даже США — 10%. В конце 70-х лет вследствие многоразового повышения цен на нефть  и увеличение объема ее продажи значительно возросли прибыли главных региона. Поступление средств от продажи нефти составляло в Саудовской Аравии в 1979  р. — 60,4, а в 1981 г. — 116,8 млрд долл., в ОАЕ — соответственно 12,9 и 18,8  млрд долл., Кувейте — 16,8 и 13,8 млрд долл., Катаре — 3,6 и 5,3 млрд долл. За короткое время эти страны стали богатыми государствами. В них появились возможности  вкладывать значительные средства в экономические превращения в национальной экономике:  в 1980 г. норма накопления в большинстве стран региона (даже в нафтоімпортуючих)  была высокой: в Бахрейне — 39% ВВП, Іраці — 30, Иране — 31, ОАЕ, Сирии  — 28, Иордании — 41, на Кипре — 34%.

Некоторые государства региона,  столкнулись с трудностями при производственной реализации капиталовложений, их  экономика была не в возможности поглотить все финансовые средства. Как следствие,  значительная доля нефтяных прибылей или использовалась непродуктивно,  или шла на расширение импорта, или передавалась странам, которые развиваются,  в форме помощи, или направлялась на Запад и как производственные инвестиции, и как вклады в частные банки промышленно развитых стран. На 80-начало х  лет только в денежной форме страны — экспортеры нефти имели на счетах  западных банков больше 300 млрд дол. Значительным фактором экономического развития во многих близко-, середньосхідних  странах постепенно становится государственный сектор экономики. Это обусловлено многими  факторами. С одной стороны, значительные финансовые ресурсы, которые начали поступать  экспорта нефти, зосереджувались непосредственно в руках государства; а из другого  государство и государственный сектор традиционно играли важную роль в экономическому  жизни этих стран. Частный же сектор (который в некоторых странах начал активно  формироваться только в 60-х годах) не был готов взять на себя масштабные  задачи, которые стояли перед странами в экономической сфере. Это привело к  того, что именно по линии государственного сектора были принятые большие капиталоемкие  программы развития национального хозяйства, началось укрепление сектора  и стимулирование притока иностранного капитала

В странах Ближнего Востока именно государство определяет основные задачи и направления  экономической стратегии, а долгосрочное планирование, которое присущее практически  всем странам региона, стало инструментом реализации этой стратегии. За своей формой планы экономического развития  программами капиталовложений на определенный период (от двух до семи лет), где очерчивается круг приоритетных областей хозяйства, развитие межотраслевых пропорций, темпы роста ВВП, устанавливается соотношение между производством и потреблением. В планах экономического развития учитываются такие важные элементы, как динамика доходов, занятости, уровень потребления, норма накопления, зависимость от внешних факторов, конъюнктуры мирового хозяйства. Главной задачам национальной стратегии промышленного развития стран  Близкого и Среднего Востока было трансформирование существующей структуры  производства на базе широкой диверсификации и индустриализации, создание  базовых областей промышленности, включая нефтехимические комплексы и металлообработку,  а также строительную индустрию, формирование агропромышленного комплекса. Экономическая стратегия отдельных государств региона в этот период имела важные  отличия, в зависимости от объема запасов нефти и газа, территории, человеческих  ресурсов и т.п.. Плановые задачи некоторых стран (Сирии, Ираку) включали проекты  создание многоотраслевого хозяйства. В планах других (Иордания) предполагался  развитие определенной традиционной области горнодобывающей промышленности или создание  предприятий по переработке местного сырья.

Среди таких мероприятий по поощрению — кредитная и налоговая  политика государства (прежде всего путем постоянного снижения объема субсидий  и кредитов фирмам, которые не перебазировались, и наоборот, повышение для тех,  которые идут в русле новой экономической политики, премии за экспорт, снятие  ограничений на переведение иностранными фирмами своих прибылей за границу и т.п.). Экономическая стратегия небольших за территорией и населением  стран (например, Бахрейну, Ка-тару, Кувейту) за своей сутью была и направленной на поддержку равновесия между их финансовыми ресурсами  и реальными возможностями внутреннего Рынка. Основные акценты при формировании  экономического потенциала таких стран были сделаны на развитии нефтехимии,  черной и цветной металлургии, судоремонте, банковской системы.

[/smszamok]

В частности  Катар, который является признанным экспортером газа на мировой рынок (в 1979 — 1981  pp. он получал а его счет 94% прибылей от экспорта), именно в этот период выстроил предприятия из выплавки стали, чтобы надежное  экономический рост в период и ослабить зависимость от  нестабильного и невоспроизводимого источника доходов. Или Кувейт, который уже  в тот период специализировался на капитализации нефтяной ренты за границу  но не отказался от создания областей легкой промышленности и производства  минеральных удобрений.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago