Новое руководство уничтожило все элементы политического плюрализма, укрепило командно-административную систему управления обществом. Тем не менее экономические трудности усилили социальную напряженность в Украине и нуждались в усовершенствовании методов руководства хозяйством. Поэтому в 1965 г. началась перестройка, задачам которой был переход от административных до экономических методов управления хозяйством на основе постановлений партии и правительства. Предполагалось осуществить систему мероприятий, направленных на усовершенствование форм объединения территориального и отраслевого принципов управления, централизованного планового руководства экономикой и хозяйственной самостоятельности предприятий, усиление стимулирования производства.

За программой реформ управления хозяйством были ликвидированы раднаргоспи и восстановлена система управления через союзные и союзно-республиканские министерства. На конец 1965 г. в СССР насчитывалось 18 общесоюзных и 13 союзно-республиканских промышленных министерств, а также республиканское министерство местной промышленности. Создано управления [smszamok] материально-технического снабжения нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Вследствие дальнейшей реорганизации в Украине действовало 22 союзно-республиканских и 7 республиканских министерств: автомобильного транспорта и шоссейных путей, строительства, коммунального хозяйства, местной промышленности, образования, охраны общественного порядка, социального обеспечения. Союзно-республиканские министерства и управления были подчинены одноименным министерствам СССР и Совету Министров СССР. Усовершенствование планирования предусматривало сокращение количества плановых показателей до 8 (фонд заработной платы, внедрение новой техники, объема централизованных капитальных вложений, введение в действие производственных мощностей и основных фондов и др.). Сдачу показателей предприятия должны были определять самостоятельно, в частности производительность работы, количество работающих, зарплату, себестоимость продукции и т.п.. Был осуществлен переход от показателей объема валовой и товарной к реализованной продукции, полученной прибыли и выполнению задач поставок. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий определялась показателями прибыли, рентабельности. Возросло значение системы экономического стимулирования, основанной на таких инструментах, как ценообразование, кредитование, премирование.

Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Задачам Госплану УССР была разработка планов развития хозяйства всех областей союзно-республиканского и республиканского подчинения и предложений относительно планирования работы предприятий общесоюзного подчинения. Декларировалась стабильность плановых задач. Основной формой планирования должен был стать пятилетний план с разработкой важнейших задач по годам с ориентацией на конечные результаты деятельности. Основным методом планирования оставался балансовый по основным видам продукции, шире использовали программно-целевой и экономико-математический методы. Экономические эксперименты в Украине начались в 1964 p. на предприятиях швейной, машиностроительной, угольной, приборостроительной и легкой промышленности Львовского раднаргоспу. В 1966 p. на новые условия работы перешло 100 предприятий, в 1970 p. — 8,2 тыс. (83 %), которые давали 92 % объема продукции.

На первом этапе проводки реформы (1966—1970 pp.) отдельные промышленные предприятия достигли определенных успехов в хозяйстве. Тем не менее со временем реформа испытала полного краха. Она не имела комплексного характера, охватывала только промышленность, не изменяла структурной, инвестиционной политики. В министерствах и ведомствах преимущество предоставлялось обычным, стойким, централизованным административным формам управления. Большинство управленцев (управленческий аппарат Союза ССР досяг почти 100 союзных и 800 республиканских министерств и ведомств) были недостаточно компетентными. Они не только не хотели, а и не могли быстро сориентироваться в новых условиях хозяйствования. Министерства и ведомства за инерцией продолжали ставить перед предприятиями устаревшие задачи, самостоятельность и хозрасчету права предприятий ограничивали. Экономические методы подменяли администрированием; 95 % предприятий, которые находились в Украине, были союзного подчинения (для сравнения: в России — 93 %, в Прибалтике — 90 %).

С 70-конца х лет начался новый этап преобразований в системе руководства хозяйством. В отличие от 60-реформ х лет, новая система мероприятий охватывала все области хозяйства и равные управления (от предприятия до Советов Министров союзных республик). Повысилась роль Советов народных депутатов. Совершенствовалась система долгосрочных (10-20 лет), пятилетних и годовых планов, их составной частью стали целевые комплексные научно-технические, экономические и социальные программы. Появился специальный раздел плана — усовершенствование управления. В 1983 p. был принят Закон о трудовых коллективах. Тем не менее большинство полномочий трудовых коллективов имело совещательный характер. В 1974—1986 pp. проводился экономический эксперимент, за которым предприятия-участники получали большую самостоятельность в сфере оплаты труда, материального стимулирования. Однако эксперимент охватил лишь близко С % объединений и предприятий Украины, которые реализовали 50 % общего объема продукции. Ограничивались их права в использовании средств фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. В 1987 p. были приняты решения о переведении всех предприятий на полный хозрасчет. Тем не менее и в этот период права предприятий оставались ограниченными.

Вследствие серьезных деформаций в управлении хозяйством на протяжении 1971—1990 pp. существовала отрицательная динамика роста важнейших экономических показателей в Украине. Среднегодовые темпы прироста валового общественного продукта и национального дохода в Украинской ССР представляли соответственно в 1966—1970 pp. — 6,7 и 7,8 %, в 1971—1975pp. — по 5,6, в 1976—1980pp. — 3,4 и 4,3, в 1981—1985 pp. — 3,5 и 3,6 %. Уровень прироста производства этой промышленной продукции также снизился. Если в восьмой пятилетке он составлял 8,8 %, в девятой — 8,4, в десятой — 7,2, в одиннадцатой — 3,9, то в двенадцатой — 3,5 % . На протяжении 1965—1980 pp. в Украине больше чем в 2 раза уменьшились темпы роста производительности работы. Большинство планов в республике не выполнялось, хотя в целом Украина наращивала свой экономический потенциал, увеличивая производство продукции. Количественный рост промышленной продукции происходил не за счет внедрения в производство новых технологий, которые бы качественно изменяли продуктивные силы общества, а вследствие экстенсивного развития промышленности, которое отрицательно влияло на качество продукции.

Определенных успехов было достигнуто в развитии горнорудной, угольной, металлургической промышленности. Развивались и такие области, как машиностроительная, металлообрабатывающая, электроэнергетическая, химическая, нефтехимическая. Зарождалась микробиологическая промышленность. Доля группы А в структуре промышленного производства представляла в 1970 p. 71 %, в 1985 p. — 72 %.
Началось конструирование и производство техники. Количество комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий выросшая в 1985 p. до 1,2 тыс., механизированных поточных линий — до 30,5 тыс., автоматизированных линий — до 5,4 тыс. Большинство их приходилось на машиностроение, легкую и пищевую промышленность. Много изобретений с высоким экономическим эффектом внедрили научный работники Института электросварки имени Е. О. Патона АН УССР (в космосе, при прокладывании газопроводов и др.). Известной не только в Украине, а и за ее пределами была продукции Харьковского турбинного завода (освоено серийное производство турбин мощностью 500 тыс. квт для АЭС). В республике освоено производство мощных тепловозов, тракторов, буряко- и кукурузоуборочных комбайнов, а также морских судов, современных самолетов.
[/smszamok]
Однако, несмотря на отдельные достижения, оставалась проблема качества промышленной продукции. В ее общем объеме высшей категории качества в 1986 p. достигли лишь 15,9 % изделий. Значительная часть изделий не отвечала мировым стандартам, которое приводило к большим материальным и моральным потерям. Наметилось стойкое отставание в научно-техническом и технологическом прогрессе от развитых стран Запада.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago