Новое руководство уничтожило все элементы политического плюрализма, укрепило командно-административную систему управления обществом. Тем не менее экономические трудности усилили социальную напряженность в Украине и нуждались в усовершенствовании методов руководства хозяйством. Поэтому в 1965 г. началась перестройка, задачам которой был переход от административных до экономических методов управления хозяйством на основе постановлений партии и правительства. Предполагалось осуществить систему мероприятий, направленных на усовершенствование форм объединения территориального и отраслевого принципов управления, централизованного планового руководства экономикой и хозяйственной самостоятельности предприятий, усиление стимулирования производства.

За программой реформ управления хозяйством были ликвидированы раднаргоспи и восстановлена система управления через союзные и союзно-республиканские министерства. На конец 1965 г. в СССР насчитывалось 18 общесоюзных и 13 союзно-республиканских промышленных министерств, а также республиканское министерство местной промышленности. Создано управления [smszamok] материально-технического снабжения нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Вследствие дальнейшей реорганизации в Украине действовало 22 союзно-республиканских и 7 республиканских министерств: автомобильного транспорта и шоссейных путей, строительства, коммунального хозяйства, местной промышленности, образования, охраны общественного порядка, социального обеспечения. Союзно-республиканские министерства и управления были подчинены одноименным министерствам СССР и Совету Министров СССР. Усовершенствование планирования предусматривало сокращение количества плановых показателей до 8 (фонд заработной платы, внедрение новой техники, объема централизованных капитальных вложений, введение в действие производственных мощностей и основных фондов и др.). Сдачу показателей предприятия должны были определять самостоятельно, в частности производительность работы, количество работающих, зарплату, себестоимость продукции и т.п.. Был осуществлен переход от показателей объема валовой и товарной к реализованной продукции, полученной прибыли и выполнению задач поставок. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий определялась показателями прибыли, рентабельности. Возросло значение системы экономического стимулирования, основанной на таких инструментах, как ценообразование, кредитование, премирование.

Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Задачам Госплану УССР была разработка планов развития хозяйства всех областей союзно-республиканского и республиканского подчинения и предложений относительно планирования работы предприятий общесоюзного подчинения. Декларировалась стабильность плановых задач. Основной формой планирования должен был стать пятилетний план с разработкой важнейших задач по годам с ориентацией на конечные результаты деятельности. Основным методом планирования оставался балансовый по основным видам продукции, шире использовали программно-целевой и экономико-математический методы. Экономические эксперименты в Украине начались в 1964 p. на предприятиях швейной, машиностроительной, угольной, приборостроительной и легкой промышленности Львовского раднаргоспу. В 1966 p. на новые условия работы перешло 100 предприятий, в 1970 p. — 8,2 тыс. (83 %), которые давали 92 % объема продукции.

На первом этапе проводки реформы (1966—1970 pp.) отдельные промышленные предприятия достигли определенных успехов в хозяйстве. Тем не менее со временем реформа испытала полного краха. Она не имела комплексного характера, охватывала только промышленность, не изменяла структурной, инвестиционной политики. В министерствах и ведомствах преимущество предоставлялось обычным, стойким, централизованным административным формам управления. Большинство управленцев (управленческий аппарат Союза ССР досяг почти 100 союзных и 800 республиканских министерств и ведомств) были недостаточно компетентными. Они не только не хотели, а и не могли быстро сориентироваться в новых условиях хозяйствования. Министерства и ведомства за инерцией продолжали ставить перед предприятиями устаревшие задачи, самостоятельность и хозрасчету права предприятий ограничивали. Экономические методы подменяли администрированием; 95 % предприятий, которые находились в Украине, были союзного подчинения (для сравнения: в России — 93 %, в Прибалтике — 90 %).

С 70-конца х лет начался новый этап преобразований в системе руководства хозяйством. В отличие от 60-реформ х лет, новая система мероприятий охватывала все области хозяйства и равные управления (от предприятия до Советов Министров союзных республик). Повысилась роль Советов народных депутатов. Совершенствовалась система долгосрочных (10-20 лет), пятилетних и годовых планов, их составной частью стали целевые комплексные научно-технические, экономические и социальные программы. Появился специальный раздел плана — усовершенствование управления. В 1983 p. был принят Закон о трудовых коллективах. Тем не менее большинство полномочий трудовых коллективов имело совещательный характер. В 1974—1986 pp. проводился экономический эксперимент, за которым предприятия-участники получали большую самостоятельность в сфере оплаты труда, материального стимулирования. Однако эксперимент охватил лишь близко С % объединений и предприятий Украины, которые реализовали 50 % общего объема продукции. Ограничивались их права в использовании средств фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. В 1987 p. были приняты решения о переведении всех предприятий на полный хозрасчет. Тем не менее и в этот период права предприятий оставались ограниченными.

Вследствие серьезных деформаций в управлении хозяйством на протяжении 1971—1990 pp. существовала отрицательная динамика роста важнейших экономических показателей в Украине. Среднегодовые темпы прироста валового общественного продукта и национального дохода в Украинской ССР представляли соответственно в 1966—1970 pp. — 6,7 и 7,8 %, в 1971—1975pp. — по 5,6, в 1976—1980pp. — 3,4 и 4,3, в 1981—1985 pp. — 3,5 и 3,6 %. Уровень прироста производства этой промышленной продукции также снизился. Если в восьмой пятилетке он составлял 8,8 %, в девятой — 8,4, в десятой — 7,2, в одиннадцатой — 3,9, то в двенадцатой — 3,5 % . На протяжении 1965—1980 pp. в Украине больше чем в 2 раза уменьшились темпы роста производительности работы. Большинство планов в республике не выполнялось, хотя в целом Украина наращивала свой экономический потенциал, увеличивая производство продукции. Количественный рост промышленной продукции происходил не за счет внедрения в производство новых технологий, которые бы качественно изменяли продуктивные силы общества, а вследствие экстенсивного развития промышленности, которое отрицательно влияло на качество продукции.

Определенных успехов было достигнуто в развитии горнорудной, угольной, металлургической промышленности. Развивались и такие области, как машиностроительная, металлообрабатывающая, электроэнергетическая, химическая, нефтехимическая. Зарождалась микробиологическая промышленность. Доля группы А в структуре промышленного производства представляла в 1970 p. 71 %, в 1985 p. — 72 %.
Началось конструирование и производство техники. Количество комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий выросшая в 1985 p. до 1,2 тыс., механизированных поточных линий — до 30,5 тыс., автоматизированных линий — до 5,4 тыс. Большинство их приходилось на машиностроение, легкую и пищевую промышленность. Много изобретений с высоким экономическим эффектом внедрили научный работники Института электросварки имени Е. О. Патона АН УССР (в космосе, при прокладывании газопроводов и др.). Известной не только в Украине, а и за ее пределами была продукции Харьковского турбинного завода (освоено серийное производство турбин мощностью 500 тыс. квт для АЭС). В республике освоено производство мощных тепловозов, тракторов, буряко- и кукурузоуборочных комбайнов, а также морских судов, современных самолетов.
[/smszamok]
Однако, несмотря на отдельные достижения, оставалась проблема качества промышленной продукции. В ее общем объеме высшей категории качества в 1986 p. достигли лишь 15,9 % изделий. Значительная часть изделий не отвечала мировым стандартам, которое приводило к большим материальным и моральным потерям. Наметилось стойкое отставание в научно-техническом и технологическом прогрессе от развитых стран Запада.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago