Дилогия «Гоголь» С. Алешина, «Русская дорога» А. Глобы

Наконец, в различных видах внеклассной работы может быть широко использована драматургическая гоголиана. Заслуживают внимания как «знамения времени» дилогия «Гоголь» С. Алешина, «Русская дорога» А. Глобы. Появление пьес о нем было связано не только с новыми завоеваниями принципа историзма. Литературе реализма, спецификой жанра, позволяющей прибегнуть к более конденсированному художественному обобщению, большей напряженности действия, остроте конфликта и 0рлее органического, чем для прозы, вкладывания в,уста Гоголя им же сказанного или написанного. Драматурги избрали годы жизни писателя, наиболее насыщенные нравственными и социальными коллизиями, передали перспективу его творчества, которое пережило своего творца. Думается, что фрагменты этих пьес могут прозвучать как чтение по ролям в классе или же разыграны в школьном театре, на литературном вечере.

Произведения Гоголя отличаются яркой сценичностью. С. Машинский в книге «Художественный мир Гоголя» отмечал: «Драматургия была в самой сути художественного дарования Гоголя. Она пронизывала всю его прозу. Уже давно замечено, что гоголевская проза отличается ярко выраженным драматическим началом… Изображая ту или иную сцену в повести, Гоголь придает ей «зрелищный» характер».

Учащихся привлекает эта зрелищиость, красочность произведений Гоголя—они с удовольствием принимают участие в постановке их на школьной сцене. Под руководством учителя и членов драматического кружка, изучающих творчество Гоголя, ведется работа по инсценированию и постановке его произведений. Цель работы кружка — развивать эстетические чувства и связную речь учащихся, давать первоначальное представление об актерском искусстве, формировать навыки актерской игры.

Для постановки можно использовать уже опубликованные инсценировки.   В   этом   учителю   поможет сборник «Гоголевский вечер в школе»’. Однако учителю нельзя забывать, что в ходе внеклассной работы по литературе должны закрепляться навыки неумения, которые формировались на уроке: составлять киносценарий, инсценировать произведение, владеть приемами устного словесного рисования. Поэтому учитель должен научить школьников самостоятельно готовить сценарий для своих выступлений.

Познакомившись с произведениями Гоголя, ученики отберут целые тексты или отрывки — в зависимости от целей будущего представления, интересов и возможностей членов кружка. Первый этап работы над сценарием —анализ произведения, который «актерам> поможет сделать не только учитель, но и участники литературного кружка. Когда произведение понято, выяснена его идейная направленность, определена роль каждого образа, только тогда легко определить содержание диалогов и монологов, ремарок. Следующий этап — распределение ролей и репетиции. Отрабатывается чтение в соответствии со «сверхзадачей» каждого «актера», мимика, жесты, движения. Следует обращать внимание не только на образность и выразительность речи, но и на ее орфоэпическую правильность.

Несколько занятий драматической секции можно посвятить совместному посещению театра, обсуждению спектаклей, рецензий на них, написанных самими участниками кружка, и критических материалов, помещенных в печати.

На одном из вступительных занятий можно познакомить учащихся с тем, как относился Гоголь к театру, какое впечатление производила его игра на зрителей, как мастерски проводил в театре чтения своих произведений.

театр представлялся Гоголю «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра»,— это поможет понять социальную направленность его произведений, определить тональность игры.

Своеобразным отчетом о работе драматического кружка будет вечер, посвященный Н. В. Гоголю. Он должен превратиться в театрализованное представление, яркое зрелище, праздник, который в то же время помог бы учащимся подняться на ступень выше в постижении наследия Гоголя.

Сценарий вечера составляется всеми участниками кружка. В его программу, кроме инсценировок, можно включать выступления учащихся, подготовленные ‘ ими на занятиях литературного кружка. Программа вечера должна иметь целенаправленный, прежде всего тематический характер.

Приводим один из вариантов подобного вечера. Цель его — представить учащимся творчество Гоголя (в основном на материале поэмы «Мертвые души») как поиск ответов на мучительный вопрос: «Где выход, где дорога?», показать писателя как патриота и великого художника слова. При составлении сценария такого вечера были использованы фрагменты киносценария М. Булгакова и И. Пырьева.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

1 год ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago