Дилогия «Гоголь» С. Алешина, «Русская дорога» А. Глобы

Наконец, в различных видах внеклассной работы может быть широко использована драматургическая гоголиана. Заслуживают внимания как «знамения времени» дилогия «Гоголь» С. Алешина, «Русская дорога» А. Глобы. Появление пьес о нем было связано не только с новыми завоеваниями принципа историзма. Литературе реализма, спецификой жанра, позволяющей прибегнуть к более конденсированному художественному обобщению, большей напряженности действия, остроте конфликта и 0рлее органического, чем для прозы, вкладывания в,уста Гоголя им же сказанного или написанного. Драматурги избрали годы жизни писателя, наиболее насыщенные нравственными и социальными коллизиями, передали перспективу его творчества, которое пережило своего творца. Думается, что фрагменты этих пьес могут прозвучать как чтение по ролям в классе или же разыграны в школьном театре, на литературном вечере.

Произведения Гоголя отличаются яркой сценичностью. С. Машинский в книге «Художественный мир Гоголя» отмечал: «Драматургия была в самой сути художественного дарования Гоголя. Она пронизывала всю его прозу. Уже давно замечено, что гоголевская проза отличается ярко выраженным драматическим началом… Изображая ту или иную сцену в повести, Гоголь придает ей «зрелищный» характер».

Учащихся привлекает эта зрелищиость, красочность произведений Гоголя—они с удовольствием принимают участие в постановке их на школьной сцене. Под руководством учителя и членов драматического кружка, изучающих творчество Гоголя, ведется работа по инсценированию и постановке его произведений. Цель работы кружка — развивать эстетические чувства и связную речь учащихся, давать первоначальное представление об актерском искусстве, формировать навыки актерской игры.

Для постановки можно использовать уже опубликованные инсценировки.   В   этом   учителю   поможет сборник «Гоголевский вечер в школе»’. Однако учителю нельзя забывать, что в ходе внеклассной работы по литературе должны закрепляться навыки неумения, которые формировались на уроке: составлять киносценарий, инсценировать произведение, владеть приемами устного словесного рисования. Поэтому учитель должен научить школьников самостоятельно готовить сценарий для своих выступлений.

Познакомившись с произведениями Гоголя, ученики отберут целые тексты или отрывки — в зависимости от целей будущего представления, интересов и возможностей членов кружка. Первый этап работы над сценарием —анализ произведения, который «актерам> поможет сделать не только учитель, но и участники литературного кружка. Когда произведение понято, выяснена его идейная направленность, определена роль каждого образа, только тогда легко определить содержание диалогов и монологов, ремарок. Следующий этап — распределение ролей и репетиции. Отрабатывается чтение в соответствии со «сверхзадачей» каждого «актера», мимика, жесты, движения. Следует обращать внимание не только на образность и выразительность речи, но и на ее орфоэпическую правильность.

Несколько занятий драматической секции можно посвятить совместному посещению театра, обсуждению спектаклей, рецензий на них, написанных самими участниками кружка, и критических материалов, помещенных в печати.

На одном из вступительных занятий можно познакомить учащихся с тем, как относился Гоголь к театру, какое впечатление производила его игра на зрителей, как мастерски проводил в театре чтения своих произведений.

театр представлялся Гоголю «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра»,— это поможет понять социальную направленность его произведений, определить тональность игры.

Своеобразным отчетом о работе драматического кружка будет вечер, посвященный Н. В. Гоголю. Он должен превратиться в театрализованное представление, яркое зрелище, праздник, который в то же время помог бы учащимся подняться на ступень выше в постижении наследия Гоголя.

Сценарий вечера составляется всеми участниками кружка. В его программу, кроме инсценировок, можно включать выступления учащихся, подготовленные ‘ ими на занятиях литературного кружка. Программа вечера должна иметь целенаправленный, прежде всего тематический характер.

Приводим один из вариантов подобного вечера. Цель его — представить учащимся творчество Гоголя (в основном на материале поэмы «Мертвые души») как поиск ответов на мучительный вопрос: «Где выход, где дорога?», показать писателя как патриота и великого художника слова. При составлении сценария такого вечера были использованы фрагменты киносценария М. Булгакова и И. Пырьева.

Основной язык сайта

Share
Published by
Основной язык сайта

Recent Posts

Three Factors to Consider When Choosing a Leading Term Papers US Service

If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…

12 месяцев ago

How to Write My Essay

To write my essay, first you need to think of the major topic of your…

1 год ago

Term Paper Writing Services

Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…

1 год ago

Purchase Term Papers and Books Online

It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…

2 года ago

Essay Topic — Important Ideas to Write Essays

The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…

2 года ago

The Best Research Paper Available — Try These Tips

A couple of years ago I received an email from a student asking for information…

2 года ago