Одним из центров изучения Французской революции был Новороссийский университет. На его историко-филологическом факультете в конце XIX — начале XX в. работали такие известные специалисты по истории нового времени, как А. С. Трачевский, Р. Ю. Виппер, П. Н. Ардашев, И. И. Иванов, Е. М. Щепкин. Их научные интересы и лекционные курсы так или иначе были связаны с историей Франции XVIII в. Студенчество и прогрессивная часть профессуры Новороссийского университета принимали активное участие в общественно-политическом движении в годы реакции, наступившей в России и Украине десятилетием позже, чем во Франции, — с 80-х годов XIX в. В таких условиях профессору А. С. Трачевскому, первому историку нового времени, занимавшему кафедру в университете, в 1881 г. было отказано в разрешении прочесть цикл лекций на тему; «Исторические беседы о подготовке XIX века», в которых он большое внимание уделял веку Просвещения. По причине участия в общественном движении историку Г. Е. Афанасьеву «пришлось вести долгую борьбу за предоставление ему профессорской должности в университете», а профессор Е. Н. Щепкин «за причастность к событиям 1905 — 1907 гг.» был уволен из университета. И все же в Новороссийском университете лекции по истории Франции XVIII в. профессор А. С. Трачевский , читал немногим позже, чем такие же лекции услышали студенты Киевского университета, немногим позже, чем они стали читаться в Москве и Петербурге; эпоха Французской революции стала здесь и предметом научных изысканий.
[smszamok]
Среди имен одесских историков, перечисленных выше, безусловным продолжателем традиций «русской исторической школы» выступал Г. Е. Афанасьев. В «Очерках истории исторической науки в » Г. Е. Афанасьев был отмечен как историк, «не принадлежавший к школе Кареева», но изучавший «близкую ему тематику». Не допущенный из-за «неблагонадежности» к профессорской должности в Новороссийском университете, ученый работал управляющим отделением Государственного банка. Им были написаны две диссертации по истории Франции XVIII в. В 1884 г. историк защитил и издал магистерскую диссертацию «Главные моменты министерской деятельности Тюрго», а в 1892 г. — докторскую — «Условия хлебной торговли во Франции в XVIII веке». Обе работы были высоко оценены Н. И. Кареевым в России, К. Жанэ и Э. Леваом во Франции ал. Последний признал докторское исследование Г. Е. Афанасьева «выдающимся трудом». Часть его под названием «Общество голодовки», которая разъясняла происхождение одной из распространенных во времена Людовика XV легенд, в рукописи была прочтена Э. Левассером на заседании Академии моральных и политических наук, а затем переведена на французский язык и издана Академией.
Выводы обеих работ Г. Е. Афанасьева базировались на материалах французских архивов и имели научное значение. Он сумел осветить социальную направленность министерской деятельности известного реформатора Тюрго, а также показать ее обреченность, принципиальную невозможность «сэкономить» Французскую революцию за счет проведения соответствующих реформ. В докторской диссертации ученый проследил организацию хлебной торговли в различных регионах Франции накануне революции, отметил феодальные государственные ограничения, тормозившие ее развитие, осветил политику правительственных и местных регламентации и борьбу против них буржуазных кругов в предреволюционный период. Правда, ученый не исследовал взаимосвязи условий хлебной торговли и положения французского народа, не вскрыл причин изменения торговли хлебом. Тем не менее в 1945 г. А. И. Молок отметил, что труд Г. Е. Афанасьева «до сих пор не устарел».
В историографии советского периода изучению Французской революции было отведено особое, значительное место. Как отмечалось выше, профессор В, А. Дунаевский, известный специалист по историографии новой и новейшей истории, в докладе, прочитанном на европейском конгрессе в честь 200-летия революции (Рим, 1989 г.), выделил три главных этапа развития советской историографии революции. Первый этап охватывает, по мнению ученого, 1917 — начало 40-ос годов, второй — начало 40-х годов — 70-е годы и третий начинается 80-ми годами. Характеризуя первый этап изучения революции 1789 г, исследователь подчеркнул: «Традиции здесь играли тоже важную роль. Изучение французской экономики (деревни и города), но также социально-политической и идеологической борьбы во Франции в конце XVIII века, имели отправной точкой, в значительной мере, традиции «Русской школы» и заключения ее самых видных представителей: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, И. В. Лучицкого, Е Е Тарле. Ученый отметил, что заключения корифеев школы зачастую приходилось «коренным образом пересматриьать.
В традициях «русской исторической школы» в Украине в течение первого этапа советской историографии Французской революции продолжали трудиться ученые Одесского университета. Это прежде всего историки О. Л. Вайнштейн и К. П. Добролюбский.
Видный советский историк О. Л. Вайнштейн в 20-е годы начинал свою деятельность в Одесском университете как исследователь революции 1789 г. Его небольшая книга «Очерки по истории французской эмиграции в эпоху Великой революции» (Харьков, 1924) была написана на основе впервые исследованных богатых материалов Воронцовского фонда научной библиотеки Одесского университета: прессы эмигрантов, современных революции брошюрах и т. п. Историк Л. В. Борщевский отметил, что до О. Л. Вайнштейна материалы Воронцовской коллекции лежали «мертвым капиталом», а вскоре после выхода его книги были описаны Рубинштейном в обзоре фондов библиотеки. Традиции «русской исторической школы» в работе одесского ученого сказались и в наличии черт социального анализа: историк приводил данные о расслоении дворянства и буржуазии в первые годы революции. Е. В. Тарле положительно оценил ее, написав, что она «вносит некоторые новые и живые черты в историю контрреволюционной борьбы первых лет после взрыва революции», отметил живость и яркость изложения т. Со второй половины 20-х годов О. Л. Вайнштейн специализировался по проблемам медиевистики, историографии средних веков, нового и новейшего времени. Его деятельность продолжалась в Ленинградском университете.
Наиболее известным исследователем Французской революции среди историков Одесского университета довоенного времени, продолжавшим традиции «русской исторической школы», был профессор К. П.’ Добролюбский (1885 — 1953). Участник революционного движения в 1900-х годах, политический эмигрант, он с 1926 г. до последних лет своей жизни изучал историю термидорианской реакции 1794 — 1798 гг. Первый труд «Экономическая политика термидорианской реакции» он опубликовал в 1930 г. Задачу своей работы историк видел в исследовании «общественного настроения в Париже в период термидорианской реакции», а среди предшественников назвал имена французских историков Ж. Мишле, Л. Блана, А. Олара, Паризе и Г. Девилля, считая труд последнего о Термидоре и Директории «самым полным, единственным марксистским исследованием» .
[/smszamok]
Работа К. П. Добролюбского имела солидную источниковую основу. Так же, как и О. Л. Вайнштейн, ученый использовал Воронцовский фонд, Строгановский и Шильдеровский; работал в архивах и библиотеках Одессы, Москвы, Ленинграда. В духе классических требований звучит заявление историка о том, что «установление фак-тоз» он считает своей первой задачей *, которой «в наше время широких обобщений иногда склонны пренебрегать» т. Без сомнения,
Марк Ферро в докладе на Международном историческом конгрессе в Штутгарте (1986) обратил специальное внимание на положение исторической науки в в 20-х — начале 30-х годов, где, по его мнению, начиная с Покровского, «утвердилась история без рассказа, без дат, без великих людей; это история социальных классов, способов производства в России от рабства к феодализму и капитализму, это история, управляемая типично марксистскими законами». С 1934 г, говорил М. Ферро, по инициативе Сталина, Жданова, Кирова, Ярославского был сделан поворот к истории, которая в «глобальную марксистскую перспективу вплетала живой рассказ с героями, событиями, прививала любовь к Родине, к социализму».
If you're looking to earn the best possible grade on your research paper, you need…
To write my essay, first you need to think of the major topic of your…
Writing term paper is not a simple endeavor. It involves huge efforts, that need to…
It's possible to purchase term papers and textbooks on the internet at a discount price,…
The main reason essay writing is so powerful is because it's a general subject and…
A couple of years ago I received an email from a student asking for information…